Харуки Мураками
ДЭНС, ДЭНС, ДЭНС
Глава из романа, не включенная в американское издание.
Полный текст романа выкладывается по мере перевода в Нашей Мастерской.
╘ 1991 by Kodansha International Ltd.
╘ перевод, Дмитрий Коваленин, 1998
Март 1983 г.
-
Пора, наконец, представиться.
-
"Несколько слов о себе"...
-
В школе, помню, частенько приходилось этим заниматься. Из года в год, когда
набирался новый класс, все выстраивались в линейку, и каждый по очереди
выходил вперед и рассказывал о себе, как умеет. Никогда не мог это делать
как следует. И дело тут даже не в умении. Само это занятие казалось мне
полным бредом. Что я вообще могу знать о себе? Разве то, каким я себя представляю
-- это настоящий я? Если собственный голос, записанный на магнитофонную
пленку, получается странным, чужим -- что говорить о картинках, которые
мое воображение рисует с меня, перекраивая, извращая мою натуру, как ему
заблагорассудится?.. Подобные мысли всю жизнь копошились у меня в голове.
И всякий раз, когда я знакомился с кем-то, и приходилось рассказывать "что-нибудь
о себе", я чувствовал себя точно двоечник-прохиндей, исправляющий отметки
в классном журнале. Колоссально неуютное ощущение... Поэтому я всегда старался
не рассказывать о себе ничего, кроме голых фактов, которые не нужно ни
комментировать, ни объяснять ("держу собаку"; "люблю плавать"; "ненавижу
сыр"; и так далее), -- но в итоге мне все равно продолжало мерещиться,
будто я рассказываю какие-то придуманные факты о придуманном, несуществующем
человеке. И когда в таком состоянии я слушал рассказы других -- казалось,
что они тоже болтают не о себе, а о ком-то третьем. Что все мы живем в
придуманном мире и дышим придуманным воздухом.
-
И все-таки -- придется мне что-нибудь рассказать... Только так все и может
начаться -- с болтовни о себе. С этого первого шага. Удачно ли, нет --
рассудим после. Я сам рассужу, другие рассудят -- сейчас неважно. Сейчас
я должен болтать о себе. И при этом -- помнить, о чем болтаю.
-
Сыр я теперь люблю. Когда полюбил -- уж не помню; как-то само полюбилось.
Собака моя простудилась под дождем и померла от воспаления легких, когда
я пошел в последний класс школы. С тех пор собак не держу.
-
А плавать люблю и сегодня... Спасибо за внимание.
-
Но в том-то и беда: в реальной жизни так легко не отделаешься. Когда требуешь
чего-то от жизни (а кто из нас от нее не требует?) -- жизнь автоматически
запрашивает в ответ целую кучу дополнительной информации.
-
Для построения желаемой схемы необходимо ввести больше данных. Иначе ответа
не будет.
-
ДАННЫХ НЕДОСТАТОЧНО. ОТВЕТ НЕВОЗМОЖЕН. НАЖМИТЕ КЛАВИШУ СБРОСА.
-
Нажимаю на "сброс". Экран пустеет. Люди в аудитории принимаются швырять
в меня чем попало. "Болтай! Еще болтай о себе!.." Учитель недовольно сдвигает
брови. Потеряв дар речи, я каменею у классной доски.
-
Нужно болтать. И как можно дольше. Удачно ли, нет -- разберемся потом...
-
Иногда она приходит и остается на ночь. Утром завтракает вместе со мной,
уходит на работу -- и уже не возвращается. Имени у нее нет. Все-таки она
-- не главная героиня этой истории. Очень скоро она навсегда исчезнет из
повествования, и, чтобы не запутывать себя и других, я не буду давать ей
имя. Но я не хочу, чтобы думали, будто я ею пренебрегаю. Мне она нравилась
всегда, и даже теперь, когда она исчезла из моей жизни навеки, нравится
ничуть не меньше.
-
В каком-то смысле мы с ней -- друзья. По крайней мере, у нее есть все основания
считать себя моим единственным другом. Не считая редких визитов ко мне,
она живет с постоянным лоюбовником. Работает в телефонной компании -- составляет
на компьютере счета за телефонные разговоры. Подробнее о работе я не спрашивал,
она не рассказывала. Но, думаю, что-нибудь в этом роде. Подсчитывает, кто
сколько наговорил по телефону, составляет счета и рассылает абонентам.
Так что свои телефонные счета я всегда вынимаю из почтового ящика с чувством,
будто получил письмо очень интимного содержания.
-
Совершенно отдельно от своей основной жизни она спит со мной. Два -- ну,
может, три раза в месяц. Меня она считает Человеком С Луны или кем-то еще
вроде этого. "Эй! А ты разве не вернешься к себе на Луну?" -- хихикает
она тихонько. В постели нагишом, всем телом прижимаясь ко мне. Сосками
маленьких грудей упираясь мне в ребра. Так мы болтаем каждый раз, когда
ночью вдвоем. За окном -- несмолкающий гул хайвэя. По радио -- монотонный
шлягер из "Хьюмэн Лиг"... "ХЬЮМЭН ЛИГ". Ну и названьице! Какого черта было
так называть музыкальную группу?! Все-таки раньше люди называли свои группы
куда приличнее: "Импириэлз", "Сьюпримз", "Фламингоуз", "Фэлконз", "Импрешнз",
"Дорз", "Фор Сизонз", "Бич Бойз"...
-
Я говорю ей об этом. Она смеется. Странный я, говорит. Что во мне странного
-- не понимаю. Сам я считаю себя абсолютно нормальным человеком с самыми
обычными мыслями в голове... "ХЬЮМЭН ЛИГ"!!!
-
-- Ужасно люблю, когда мы вдвоем, -- говорит она. -- Иногда бывает -- как
захочу к тебе, прямо сил нет! На работе, например...
-
-- Хм...
-
-- Иногда, -- подчеркивает она. И потом молчит с полминуты. Заканчивается
"Хьюмэн Лиг", начинается что-то мне незнакомое. -- Вот в чем беда-то...
Твоя беда, -- продолжает она. -- Мне, например, страшно нравится,
когда мы вот так... Но быть с тобой каждый день с утра до вечера почему-то
не хочется... Отчего бы, а?
-
-- Хм, -- повторяю я.
-
-- И ведь не то чтобы ты меня как-то стеснял. Просто -- когда я с тобой,
воздух вокруг становится каким-то тонким... разряженным, да? -- Как на
Луне.
-
-- Ну вот, хоть на шаг ближе к родине...
-
-- Эй! Я не шутки шучу! -- она привстает на постели и заглядывает мне в
лицо. -- Я, между прочим, все это для тебя говорю... Много у тебя в жизни
людей, которые бы говорили с тобой о тебе?!
-
-- Нет, -- отвечаю я искренне. Больше действительно нет никого.
-
Она снова ложится и прижимается грудью ко мне. Я ласкаю ей спину ладонью.
-
-- В общем, вот так. Воздух с тобой очень тонкий. Как на Луне, -- повторяет
она.
-
-- На Луне воздух вовсе не тонкий, -- возражаю я. -- На Луне вообще воздуха
нет. Так что...
-
-- Очень тонкий!.. -- шепчет она. Может, не слышит, что я говорю, может,
просто не хочет слышать; не знаю. Но от шепота ее мне неуютно. Черт знает,
почему. Что-то в нем есть неуютное. -- А иногда и совсем истончается...
И тогда ты дышишь вовсе не тем же воздухом, что и я, а чем-то другим...
Мне так кажется.
-
-- Все потому, что данных недостаточно... -- бормочу я.
-
-- В смысле -- я о тебе ничего не знаю? Ты об этом, да? -- спрашивает она.
-
-- Да я и сам о себе ничего не знаю! -- говорю я. -- Ну, правда! Я не в
философском смысле говорю, а в самом буквальном... Общая нехватка данных,
понимаешь? По всем параметрам...
-
-- Но тебе уже тридцать три, так?
-
Ей самой -- двадцать шесть.
-
-- Тридцать четыре, -- поправляю я. -- Тридцать четыре года и два месяца.
-
Она качает головой. Потом выбирается из постели, подбегает к окну и отдергивает
штору. За окном громоздятся тумбы хайвэя. В предрассветном небе над ними
-- белый череп луны.
-
Она -- в моей пижаме.
-
-- Эй, ты! Возвращайся к себе на Луну! -- изрекает она, указуя пальцем
на небеса.
-
-- С ума сошла? Холодно же! -- говорю я.
-
-- Где? На Луне?
-
-- Да я о тебе говорю! -- смеюсь я. На дворе февраль. Она стоит у самого
подоконника, и я вижу, как ее дыхание превращается в белый пар. Кажется,
лишь после моих слов она замечает, что мерзнет.
-
Спохватившись, она мигом запрыгивает обратно в постель. Я обнимаю ее. Пижама
на ней -- холодная просто до ужаса. Она утыкается носом мне в шею. Нос
-- тоже как ледышка.
-
-- Уж-жасно тебя люблю, -- шепчет она.
-
Я хочу ей что-то ответить, но слова застревают в горле. Я очень тепло отношусь
к ней. Так, как сейчас, вдвоем в постели, мы замечательно проводим время.
Мне нравится согревать ее своим телом; гладить, едва касаясь, ее длинные
волосы. Нравится слушать ее дыхание во сне, а утром -- завтракать с нею
и отправлять ее на работу. Нравится получать по почте телефонные счета,
которые, как я верю, она для меня составляет; наблюдать, как она разгуливает
по дому в моей пижаме, слишком большой для нее... Вот только чувству этому
я никак не подберу определения. Уж конечно, это не любовь. Симпатией --
и то не назовешь...
-
Как бы это лучше назвать?
-
Так или иначе, я ничего не говорю ей в ответ. Просто ни слова на ум не
приходит. И я чувствую, что своим молчанием чем дальше, тем больнее задеваю
ее. Она не хочет, чтобы я это чувствовал, но я чувствую все равно. Просто
провожу пальцами по мягкой коже вдоль позвонков -- и чувствую. Совершенно
отчетливо. Так мы молчим, обнявшись, и слушаем песню с неизвестным названием.
-
Внезапно -- ее ладонь у меня в паху.
-
-- Женись на хорошей лунной женщине... Сделайте с ней хорошего лунного
ребеночка... -- ласково бормочет она. -- Так будет лучше всего.
-
Шторы теперь распахнуты, и лунный череп смотрит на нас в упор. Все так
же обнимая ее, я гляжу поверх ее плеча на луну. По хайвэю несутся грузовики.
Временами они издают какой-то недобрый треск -- будто гигантский айсберг
начинает раскалываться, заплывая в теплые воды. "Что же они там перевозят?"
-- думаю я.
-
-- Что у нас сегодня на завтрак? -- спрашивает она.
-
-- Да ничего особенного. То же, что и всегда. Колбаса, яйца, тосты. Картофельный
салат со вчера остался. Кофе. Тебе могу сварить "кафе-о-лэ"...
-
-- Кр-расота! -- радуется она. -- И яичницу сделаешь, и кофе, и тосты пожаришь,
да?
-
-- С удовольствием! -- отвечаю я.
-
-- Угадай -- что я люблю больше всего на свете?
-
-- Если честно -- понятия не имею...
-
-- Больше всего на свете, -- говорит она, глядя мне прямо в глаза, -- я
люблю, чтоб зима, и утро такое противное, что встать нету никаких сил;
а тут -- запах кофе, и еще такой запах, когда яичницу поджаривают с колбасой,
и когда тостер отключается -- дззын-нь!!! -- уже не выдерживаешь -- и просто
вылетаешь из постели, как подстреленная!... Понял, да?
-
-- Ладно! -- смеюсь я. -- Сейчас попробуем...
-
Я человек не странный.
-
То есть, мне действительно так кажется.
-
Конечно, до "среднестатистического человека" мне тоже далеко. Но я не странный,
это точно. С какой стороны ни глянь -- абсолютно нормальный человек. Очень
простой и прямой. Как стрела. Сам себя воспринимаю как некую неизбежность
-- и уживаюсь с ней совершенно естественно. Неизбежность эта настолько
очевидна, что мне даже не важно, как меня воспринимают другие. Что мне
до того? Как им лучше воспринимать меня -- это их проблема, а не
моя.
-
Кому-то я кажусь глупее, чем я на самом деле, кому-то -- умнее, чем я на
самом деле. Мне же самому от этого -- ни жарко, ни холодно. Ведь образец
для сравнения -- какой я на самом деле -- тоже всего лишь фантазия, отблеск
моего же представления о себе. В их глазах я действительно могу быть как
полным тупицей, так и гением. Ну и что? Не вижу в том ничего ужасного.
На свете не бывает ошибочных мнений. Бывают мнения, которые не совпадают
с нашими, вот и все. Таково мое мнение.
-
С другой стороны, есть люди, которых моя внутренняя нормальность притягивает.
Таких людей очень мало, но они существуют. Каждый такой человек и я --
точно две планеты, что плывут в мрачном космосе навстречу друг другу, влекомые
какой-то очень природной силой, сближаются -- и так же естественно разлетаются,
каждый по своей орбите. Эти люди приходят ко мне, вступают со мной в отношения
-- для того лишь, чтобы в один прекрасный день исчезнуть из моей жизни
навеки. Они становятся лучшими моими друзьями, моими любовницами, а то
и моими женами. Некоторые даже умудряются стать моими антиподами...
Но как бы ни складывалось, приходит день -- и они покидают меня. Кто --
разочаровавшись, кто -- отчаявшись, кто -- ни слова не говоря (точно кран
без воды -- хоть сверни, не нацедишь ни капли), -- все они исчезают.
-
В моем доме -- две двери. Одна вход, другая выход. По-другому никак. Во
вход не выйти; с выхода не зайти. Так уж устроено. Люди входят ко мне через
вход -- и уходят через выход. Существует много способов зайти, как и много
способов выйти. Но уходят все. Кто-то ушел, чтобы попробовать что-нибудь
новое, кто-то -- чтобы не тратить время. Кто-то умер. Но не остался никто.
В квартире моей -- ни души. Лишь я один. И, оставшись один, я буду теперь
всегда осознавать их отсутствие. Тех, что ушли. Их шутки, их излюбленные
словечки, произнесенные здесь, их песенки, что они мурлыкали себе под нос,
-- все это осело по всей квартире странной, призрачной пылью, которую зачем-то
различают мои глаза.
-
Иногда мне кажется -- а может, как раз ОНИ-то и видели, какой я на самом
деле? Видели -- и потому приходили ко мне, и потому же исчезали. Все они
словно бы убедились в моей внутренней нормальности, удостоверились в искренности
(другого слова не подберу) моих попыток оставаться нормальным и дальше...
И, со своей стороны, пытались что-то сказать мне, раскрыть предо мною душу...
Почти всегда это были добрые, хорошие люди. Только предложить мне им было
нечего. А если и было что -- им все равно не хватало. Я-то всегда старался
отдать им от себя, сколько умел. Все, что мог, перепробовал. Даже ожидал
чего-то взамен... Только ничего хорошего не получалось. И они уходили.
-
Конечно, было нелегко.
-
Но еще тяжелее -- то, что каждый из них покидал этот дом еще более одиноким,
чем пришел. Будто, чтобы уйти отсюда, нужно утратить что-то в душе. Вырезать,
стереть начисто какую-то часть себя... Я знал эти правила. Странно, но
каждый раз, когда они уходили, казалось, будто они-то стерли в себе гораздо
больше, чем я... Почему все так? Почему я всегда остаюсь один? Почему всю
жизнь в руках у меня остаются только обрывки чужих теней? Почему, черт
возьми?! Не знаю... Нехватка данных. И как всегда -- ответ невозможен.
-
Чего-то недостает.
-
Однажды, вернувшись с собеседования насчет работы, я обнаружил в почтовом
ящике открытку. С фотографией: астронавт в скафандре шагает по поверхности
Луны. Отправителя на открытке не значилось, но я с первого взгляда сообразил,
от кого она.
-
"Я думаю, нам не стоит больше встречаться, -- писала она. -- В ближайшее
время я, видимо, выйду замуж за землянина."
-
Грохот захлопывающейся двери.
-
ДАННЫХ НЕДОСТАТОЧНО. ОТВЕТ НЕВОЗМОЖЕН. НАЖМИТЕ КЛАВИШУ СБРОСА.
-
Пустеет экран.
-
Сколько еще будет так продолжаться? -- думаю я. Мне уже тридцать четыре.
До каких пор все это будет твориться со мной?!
-
Особо я не терзался. Чего уж там -- ясно как день: я сам во всем виноват.
Ее уход -- дело совершенно естественное, и я с самого начала знал, что
все этим кончится. Она понимала, и я понимал. Только мы все надеялись,
что вот-вот случится какое-то маленькое, еле заметное Чудо. Неуловимая
случайность, которая перевернет наши жизни вверх дном... Но ничего подобного,
конечно же, не случилось. И она ушла. Само собой, от ее ухода мне стало
грустно. Однако же, опыт подобной грусти у меня уже был. И я нисколько
не сомневался, что переживу эту грусть без особых проблем.
-
Ведь я всегда ко всему привыкаю...
-
От такой мысли мне вдруг сделалось тошно. Будто черная желчь разлилась
внутри и подступила к самому горлу. Я встал перед зеркалом в ванной и посмотрел
на себя. Так вот ты какой -- Я, Который На Самом Деле... Вот и свиделись.
Много же ты постирал в себе... Гораздо, гораздо больше, чем ожидал... Лицо
в зеркале выглядит старее, противнее, чем всегда. Я беру мыло, тщательно
мою лицо и натираю кожу лосьоном. Потом не спеша мою руки и старательно
вытираюсь новеньким полотенцем. Затем иду на кухню и, отхлебывая пиво из
банки, навожу порядок в холодильнике. Выкидываю сгнившие помидоры, выстраиваю
в ряд банки с пивом, проверяю содержимое кастрюль, составляю список, что
купить в магазине...
-
До самого рассвета я просидел в одиночестве, разглядывая луну и гадая:
сколько еще это будет твориться со мной? Наступит день -- и я снова встречу
кого-то. Все будет очень естественно -- как движенье планет, чьи орбиты
пересеклись. И мы снова будем надеяться, каждый сам по себе, на какое-то
чудо, выжидать какое-то время, стирать свои души -- и расстанемся, несмотря
ни на что...
-
До каких пор?!...