Часть пятая
ПИСЬМА КРЫСЫ И ТО, ЧТО ЗА НИМИ ПОСЛЕДОВАЛО
1. ПЕРВОЕ ПИСЬМО КРЫСЫ
(штемпель: 21 декабря 1977 года)
-
Ну, как дела?
-
Давненько же мы с тобой не виделись! Сколько лет-то
прошло? В каком году это было?...
-
Все хуже ориентируюсь в датах и числах. Кажется,
будто странная черная птица мечется, хлопает крыльями над моей головой
- и я никак не могу сосредоточиться и сосчитать до трех. Так что извини,
но лучше тебе посчитать самому.
-
То, что я тогда, не сказав никому, внезапно уехал
из города, наверное, и тебе доставило немало проблем. Или, может, тебя
задело, что я не сообщил об этом даже тебе? Сколько раз уже я собирался
объясниться с тобой - и не мог. Сколько писем писал - да рвал одно за другим.
Но, я думаю, это естественно: разве можно объяснить кому-то другому то,
что не удается толком объяснить самому себе?
-
Вряд ли.
-
Никогда не умел писать писем как следует. То порядок
мыслей с ног на голову, то доводы выводам не соответствуют, то еще что-нибудь.
Получается, что, пытаясь изложить мысли на бумаге, я лишь еще больше запутываюсь.
Не говоря уже о том, что мне недостает чувства юмора, и я частенько бросаю
письмо, своим занудством себе же и надоев.
-
Хотя, положим, человеку, умеющему как следует
писать письма, нет особой надобности этим заниматься. Ведь ему уже заранее
известно, что и как он хочет сказать - и потому он может преспокойно оставаться
живым внутри своего контекста. Но это, разумеется, моя личная точка зрения.
Может быть, на самом деле жизнь в собственном контексте - вещь вовсе и
невозможная.
-
Сейчас очень холодно, у меня коченеют руки. Я
не чувствую, что это - мои руки. Даже мозги в голове - и те словно чужие.
Падает снег. Снег, похожий на чьи-то мозги. Валит и валит, становясь, как
и чьи-то мозги, все глубже, все непролазнее... (Что за бред я несу?)
-
Если не считать холодов - жизнь у меня в полном
порядке. У тебя-то там как? Я не буду сообщать тебе мой нынешний адрес;
не обижайся. Причина здесь вовсе не в том, что я хочу от тебя что-то скрыть.
Пойми меня, если можешь. Для меня это - очень деликатная проблема. Мне
кажется, сообщи я тебе свой адрес - и внутри меня моментально что-то изменится.
Не могу как следует объяснить...
-
По-моему, ты всегда хорошо понимал те вещи, которые
я не умел как следует объяснить. Вот только чем больше ты понимал меня,
тем хуже у меня получалось выражать свои мысли словами. Видимо, тут у меня
с рождения какой-то мелкий изъян.
-
Конечно, у всех есть свои изъяны.
-
Но, видишь ли, величайший из моих изъянов как
раз и заключается в том, что стоит мне выявить в душе какой-нибудь совсем
небольшой изъянчик - как тот сразу начинает неудержимо расти. Иначе говоря
- внутри у меня прямо какая-то птицеферма. Снесла курочка яичко, а оно
превратилось в новую курочку, которая тоже снесла яичко... Вот так и плодятся
изъяны в душе, и поражаешься: да разве может так жить человек - в постоянной
попытке удержать весь их огромный, расползающийся рой жалким обхватом растопыренных
рук? Но в том-то и дело, что - может. В этом вся и беда.
-
Так или иначе, адреса своего я тебе сообщать не
стану. Уверен, что так будет лучше. И для меня, и для тебя.
-
...Нам с тобой, наверное, следовало родиться где-нибудь
в России девятнадцатого столетия. Мне - князем Таким-то, тебе - графом
Сяким-то. На пару охотиться, стреляться на дуэлях, соперничать в любовных
интригах, страдать метафизическими душевными муками и потягивать пиво,
созерцая черноморский закат. На склоне лет оказаться замешанными в заговоре
каких-нибудь очередных мартобристов, пойти по этапу в Сибирь - и там помереть...
Замечательно было бы - ты не находишь? Родись я в девятнадцатом веке -
наверняка, и писал бы куда приличнее. Пусть не как Достоевский, на порядок
пониже - но достаточно солидно для признания в свете. Что бы делал ты?
Скорее всего, просто графствовал себе помаленьку. "Просто граф" - это ведь
тоже неплохо. Очень даже в духе столетия...
-
Ладно, хватит фантазий. Вернемся в двадцатый век.
-
Поговорим о провинциальных городах.
-
Не о тех, где мы родились, а обо всяких других.
-
На свете, знаешь ли, существует несметное количество
провинциальных городков. И в каждом из них обязательно есть что-то, о чем
мы и слыхом не слыхивали; собственно, этим они меня всегда и притягивали.
Из-за этой тяги за последние годы я прокочевал по великому множеству таких
вот маленьких городишек.
-
Сев на первый попавшийся поезд, я отправлялся,
куда Бог пошлет, выходил на случайной станции - и видел перед собой: маленький
кольцевой разъезд, карту городка на железном щите и прямо по курсу - торговый
квартал с притиснутыми друг к дружке лавками и ресторанчиками. Картина
одинаковая везде, куда бы я не приехал. Одинаковая - до выражений на собачьих
мордах. Описав пешком круг по городу, я заходил в контору по сдаче жилья
и подбирал себе пансион подешевле. Известное дело, при первом знакомстве
маленький, замкнутый в себе городишко не пылал особым доверием к чужакам
вроде меня. Ну, да ты меня знаешь: когда приспичит, я неплохо приспосабливаюсь
к обстановке; дай мне 15 минут - и я сумею поладить с большинством окружающих.
Так что и с жильем вопросы решались сразу, и любые сведения о жизни вокруг,
когда нужно, всегда оказывались под рукой.
-
Дальше нужно было найти работу. Для этого, опять
же, необходимо завести как можно больше знакомств. Ты, наверное, посчитал
бы это чересчур утомительным (я и сам порой не знал, куда от скуки деваться)
- пускаться во все тяжкие, чтобы найти работу на какие-то четыре месяца.
Но, скажу тебе, "стать своим" в таком городишке совсем несложно. Первым
делом вычисляется место, где собирается молодежь, какая-нибудь кофейня
или закусочная (в любом городе есть что-то в этом роде - как колодец в
деревне). Там, примелькавшись, заводишь приятелей, которые и знакомят тебя
с очередным работодателем. Имя и биография, понятно, сочиняются всякий
раз, исходя из ситуации. Ты просто не представляешь, каким количеством
имен и биографий обзавелся я за последние годы! Иногда даже трудно вспомнить,
кто я был в прошлом на самом деле.
-
Работа тоже случалась самая разная. В большинстве
своем - скучная, но мне все равно нравилось. Чаще всего попадались бензозаправки.
Затем - работа официантом в закусочных. Был я и приказчиком в букинисте,
и ведущим радиопрограммы. Копал землю. Торговал косметикой. Между прочим,
моей репутации торговца можно было позавидовать... Ну и, конечно же, спал
с разными девчонками. Скажу откровенно: спать поочередно с женщинами разных
имен и биографий - штука совсем неплохая.
-
В общем, примерно так все и вертелось.
-
И вот мне двадцать девять. Через девять месяцев
- тридцать.
-
Совпадала такая жизнь с моим внутренним "Я" или
нет - этого я пока не пойму. Может быть, у меня натура скитальца, помогающая
приживаться где угодно; не знаю. Кто-то писал, что для долгой бродячей
жизни человек должен тяготеть к какому-то из трех видов деятельности: проповедничеству,
искусству или психоанализу. Дескать, без внутренней предрасположенности
к одному из этих занятий долго не поскитаешься. Я же в своем характере
ни одной из подобных склонностей не наблюдаю (хотя, если уж на то пошло...
Впрочем, не стоит).
-
А может быть, я просто по ошибке распахнул не
ту дверь и забрел куда-то не туда - но слишком далеко, чтобы отступать
назад. А раз уж ошибся дверью - так хоть веди себя прилично. Да и, в конце
концов, не всю же жизнь прозябать на кредиты да займы...
-
Вот такие дела.
-
Я уже говорил (или нет?), что боюсь вспоминать
о тебе. Наверное, ты просто напоминаешь мне о временах, когда я был более
или менее приличным человеком.
-
P. S. Посылаю тебе свою повесть. Ценности для
меня она больше не представляет, так что распорядись с ней, как сам сочтешь
нужным.
-
Письмо пошлю срочной почтой - чтобы доставили
к 24-му декабря. Хорошо, если успеет вовремя...
-
Как бы там ни было, с днем рожденья.
-
Ну, и - Счастливого Рождества!
-
Письмо от Крысы пришло под самый Новый Год - 29-го
декабря иcтерзанно-мятый конверт просунули мне в щель почтового ящика.
На конверте - сразу две квитанции о переадресовке: адрес я сменил много
лет назад. Что ж, - я сам виноват, что не сообщал о себе.
-
Четыре странички бледно-зеленой бумаги, заполненные
убористым почерком. Я прочитал письмо трижды, затем взял конверт и исследовал
знаки на полувыцветшем штемпеле. О городе с таким названием я ни разу в
жизни не слышал. Сняв с полки атлас, я попробовал отыскать это место на
карте. Из некоторых фраз в письме Крысы создавалось впечатление, что речь
идет о каких-то северных окраинах Хонсю. Предчувствие не обмануло меня:
я нашел, что искал, в префектуре Аомори. То был крохотный, забытый Богом
городишко: целый час езды на электричке от самого Аомори. По расписанию
поезда там останавливались пять раз в день. Два раза утром, один в обед
и два вечером. Что такое Аомори в декабре я знаю: сам бывал несколько раз.
Нечеловеческие холода. Светофоры - и те покрываются льдом.
-
Позже я показал письмо жене. "Бедняга," - только
и сказала она. Возможно, она хотела сказать: "Бедняги". Сейчас, разумеется,
это не имеет никакого значения.
-
Рукопись страниц этак в двести я отправил в ящик
стола, даже не взглянув на название. Не знаю, почему, но читать ее у меня
и мысли не было. Письма было более чем достаточно.
-
Вслед за этим я уселся на стул перед керосиновой
печкой - и выкурил три сигареты подряд.
-
Второе письмо от Крысы пришло в мае следующего года.
2. ВТОРОЕ ПИСЬМО КРЫСЫ
(штемпель: ? мая 1978 г.)
-
Кажется, в предыдущем письме я болтал много лишнего...
Вот только о чем - хоть убей, не помню.
-
Я опять переехал. Нынешнее жилье - не сравнить
с предыдущим. Очень тихое место. Может, даже слишком тихое для меня.
-
Но в каком-то смысле здесь - моя последняя пристань.
С одной стороны, я чувствую, именно сюда меня и должно было занести в конечном
итоге; с другой стороны - кажется, будто весь свой путь досюда я плыл "против
течения". Которое из ощущений вернее - судить не берусь...
-
Что-то у меня со слогом неладно. Все чересчур
туманно - ты, наверное, никак не поймешь, что к чему. А может, ты решил,
что меня заклинило на теме Судьбы в своей жизни и прочих фатальных вопросах?
Если я и вправду заставил тебя так думать - что ж: никого, кроме себя,
за то не виню.
-
Я просто хочу, чтоб ты понял одно: чем дальше
я буду пытаться объяснить свою нынешнюю ситуацию, тем больше таких вот
завихрений будет в моем письме, и тут уж ничего не поделаешь. Но с головой
у меня все нормально. Нормальнее, чем когда-либо.
-
Итак, поговорим конкретно.
-
Вокруг меня, как я уже говорил, - могильная тишина.
Поскольку заняться здесь больше нечем, каждый день только и делаю, что
читаю (книг здесь столько, что не прочесть и за 10 лет) да слушаю музыку
- то радио на коротких волнах, то пластинки (пластинок тоже ╬ просто невообразимое
количество). Так обстоятельно, с расстановкой я не слушал музыку уже, наверное,
лет десять. Просто удивительно, что "Роллинг Стоунз" и "Бич Бойз" еще что-то
сочиняют. Все-таки Время, куда ни глянь, сплетает все вещи и события в
одно непрерывное полотно, тебе не кажется? Мы привыкли кромсать эту ткань,
подгоняя отдельные куски под свои персональные размеры - и потому часто
видим Время лишь как разрозненные лоскутки своих же иллюзий; на самом же
деле связь вещей в ткани Времени действительно непрерывна.
-
Здесь же у меня никаких "персональных размеров"
не существует. Нет людей, чтобы хвалить или ругать, сравнивая чужие размеры
с собственными. Время, как прозрачнейшая река, мирно течет своим природным
течением. Здесь я часто ловлю себя на ощущении просто бескрайней свободы
- так, словно возвращаюсь к своему первоначальному естеству... Вот, скажем,
падает мой взгляд на автомобиль - а осознание того, что это автомобиль,
приходит лишь через пять-шесть секунд. То есть, конечно, в каком-то уголке
мозга я просто-напросто знаю, что это такое. Но ведь ЗНАНИЕ это не имеет
ничего общего с моим практическим опытом!... И такие вещи в последнее время
происходят со мною все чаще. Наверное, оттого, что я слишком долго живу
в одиночестве.
-
До ближайшего городка отсюда - полтора часа езды
электричкой. Правда, и ту глухомань даже "городом" назвать крайне трудно.
Горстка домов, да и те все сплошь развалюхи. Тебе, наверное, непросто такое
представить. Но все же - город, как ни крути. Одежду еду и бензин купить
можно. А захочется на людей посмотреть - есть там и люди...
-
Зимой дороги покрыты льдом; вести машину почти
невозможно. Местность болотистая, и земля устилается крошкой льда, как
толченым щербетом. Когда же на все это сверху еще падает снег - где там
была дорога, и сам черт не поймет. Наверное, вот так и должен выглядеть
конец света.
-
Я прибыл сюда в начале марта. Просто въехал в
этот странный пейзаж, бренча цепями на колесах своего джипа. Как ссыльный
на сибирскую каторгу. Сейчас май, и снег уже совсем стаял. А вот чуть раньше,
где-то с конца апреля, из ущелий в горах только и доносились раскаты снежных
лавин. Ты когда-нибудь слышал, как грохочет лавина в горах? Как раз после
того, как отгрохочет лавина, и приходит Абсолютная Тишина. Перестаешь понимать,
где находишься - такая она стопроцентная. Просто ОЧЕНЬ тихо...
-
Зажатый горами со всех сторон, я вот уже четвертый
месяц не сплю ни с какой, даже самой завалящей, девчонкой. Не скажу, что
мне от этого плохо; но если так будет и дальше - у меня, того и гляди,
пропадет интерес к человеку вообще, а это уже - совсем не то, к чему я
хотел бы прийти в итоге. Вот я и подумываю, как станет чуть потеплее, размять
ноги - да пойти поискать себе где-нибудь девчонку. Вовсе не для того, чтобы
потешить самолюбие - найти женщину для меня никогда не составляло проблемы.
Если уж приспичит - а жизнь моя что-то стала прямо вся состоять из этих
"если-уж-приспичит" - худо-бедно, я способен проявить сексуальность. И
завести себе девчонку всегда мог запросто. Проблема в другом: я никогда
не умел толком освоиться с этой способностью. То есть, дойдя до известных
пределов, я перестаю понимать: где еще - я сам по себе, а где уже - просто
моя сексуальность. До сих пор я - Лоуренс Оливье, а с каких пор - Отелло?
На таком распутье я становлюсь совершенно невозможен в общении и причиняю
кучу неудобств окружающим людям. Можно сказать, вся моя жизнь до сих пор
- нескончаемые повторы именно такой ситуации.
-
Что хорошо (и это действительно хорошо!) - в моей
нынешней жизни нет ничего, что хотелось бы отрезать и выкинуть. Ощущение
великолепное. Если что-то и можно выкинуть из моей нынешней жизни, так
разве только меня самого. Неплохая, однако, мысль - "моя жизнь без меня
самого"!.. Хотя нет - так оно, пожалуй, звучит чересчур патетично. Сама-то
мысль без патетики, а как напишешь - так сразу выглядит патетично.
-
Прямо беда...
-
О чем это я?
-
Ах, да - о женщинах.
-
У каждой женщины обязательно имеется некий красивый
шкафчик (шкатулка, ящичек), под самую крышку набитый Хламом Неизвестного
Назначения. Я все это страшно люблю. Ибо в хламе том можно копаться, выуживать
оттуда всякие привлекательные вещицы одну за другой, стирать с них пыль
и пытаться разгадать их истинный смысл. Так вот: сексуальность - привлекательность
той же природы. Я откопал ее в себе; но зачем она мне и что с нею делать
дальше? Дальше можно только перестать быть самим собой...
-
Вот почему я теперь думаю исключительно о сексе
в его, так сказать, "рафинированном виде". Когда концентрируешься на сексе
в его чистом виде, то и не ломаешь себе голову - патетичен ты или нет.
-
Все равно, что потягивать пиво, созерцая черноморский
закат...
-
Перечитал написанное. Пусть даже какие-то части
и противоречат друг другу - по-моему, вышло достаточно искренне. Удачнее
всего - те отрывки, где скучно.
-
И еще. Как ни крути - получилось, что письмо и
написано-то не тебе. Скорее всего, писалось почтовому ящику... Но ты меня
за это не ругай. Даже до почтового ящика отсюда - полтора часа на джипе.
-
Ну, а теперь, наконец - письмо к тебе.
-
Есть у меня к тебе две просьбы. Ни та, ни другая
особой срочности не требуют; сделай, когда будет подходящее настроение.
Очень меня обяжешь... Еще месяца три назад я, пожалуй, не смог бы попросить
тебя ни о каком одолжении. А теперь вот - могу. И это - уже прогресс.
-
Первая просьба несколько сентиментальна. То есть,
дело касается Прошлого. Пять лет назад я уезжал из города в такой страшной
запарке, что забыл попрощаться с несколькими людьми. Конкретно - с тобой,
с Джеем, и с одной женщиной, которую ты не знаешь. Но если с тобой, сдается
мне, я еще попрощаюсь, как полагается - то с ними, боюсь, такого случая
уже не представится. Вот я и хочу попросить тебя: будешь в городе - попрощайся
за меня.
-
Я понимаю, что это звучит дерзковато. На самом
деле я, конечно, должен сам сесть и написать всем этим людям письма. Но
если честно - я просто хочу, чтобы ты вернулся в город и встретился с ними.
Мне кажется, такая встреча передала им мои чувства яснее, чем любое письмо.
Адрес и номер телефона моей знакомой прилагаю. Если вдруг окажется, что
она переехала, либо же замуж вышла - тогда ладно. Не встречайся, езжай
домой. Но если живет по тому же адресу - уж повидайся с нею, будь добр,
и передай от меня привет.
-
Ну, и Джею - привет огромный. Распейте там на
двоих мое пиво.
-
Это первое.
-
Вторая просьба будет немного странной.
-
Прилагаю к письму фотографию. Фотографию овец.
Помести ее где угодно - лишь бы на нее почаще смотрели люди. Прекрасно
осознаю все нахальство своей просьбы - но, поверь, кроме тебя мне больше
совершенно некого попросить. Готов уступить тебе всю свою сексуальность
- только сделай это, пожалуйста. Зачем - рассказать не могу. Но фотография
очень важна для меня. Когда-нибудь - очень нескоро - может быть, расскажу.
-
Прилагаю также и чек. На все необходимые расходы.
О деньгах можешь не беспокоиться. Здесь мне приходится ломать голову, на
что их потратить; и к тому же это - единственное, чем я могу тебе посодействовать.
-
Да, лишний раз: пиво-то за меня распить
не забудьте...
-
Квитанция о переадресовке оказалась наклеена прямо на штемпель; чтобы вскрыть
конверт, мне пришлось отодрать ее - и дату отправки разобрать было уже
невозможно. Кроме письма, в конверте я обнаружил банковский чек на сто
тысяч иен, листок бумаги с женским именем, адресом и номером телефона,
а также черно-белую фотографию с овцами.
-
Письмо я обнаружил в почтовом ящике, когда выходил из дому, и прочел за
столом в конторе. Бумага, как и в прошлый раз, оказалась бледно-зеленой
- но на чеке значились реквизиты Банка Саппоро. Получалось, что Крыса уже
вроде как на Хоккайдо...
-
Я также плохо понял, что он имел в виду насчет горных лавин; но в целом,
как и писал сам Крыса, письмо было необычайно серьезным и искренним. Да
и - что говорить! - никто не станет шутки ради посылать вам чек на сто
тысяч... Я выдвинул ящик стола и побросал туда все, что нашел в конверте.
-
Эта весна - отчасти из-за того, что наши отношения с женой трещали уже
по всем швам, - выходила у меня безрадостно-серой. Вот уже четвертые сутки
она не возвращалась домой. Молоко в холодильнике прокисло и источало тошнотворную
вонь; кошка шаталась по комнате с голодным брюхом. Зубная щетка жены в
ванной комнате ссохлась и затвердела, как доисторическая окаменелость.
И вот теперь по этому дому медленно растекался тускло-призрачный свет Весны.
Солнечный свет. Как всегда, задаром.
-
"Затянувшийся тупик"?...
-
Что ж, - пожалуй, она права.
3. ПЕСЕНКА СПЕТА
-
В Город я вернулся в июне.
-
Сочинив благовидный предлог, я взял на работе отпуск на три дня - и во
вторник сел на утренний "Синкансэн". В белой рубашке
с короткими рукавами, зеленых спортивных штанах с пузырями на коленях,
старых теннисных туфлях - и без багажа. Спросонья даже побриться забыл.
Теннисные туфли я не надевал уже очень давно, и теперь они казались мне
стоптанными на странный манер - так, что походка в них получалась какая-то
не своя.
-
Замечательное чувство - садиться в поезд дальнего следования без багажа.
Словно, выйдя из дому прогуляться, вдруг попадаешь в искривленное пространство-время
- и оказываешься в кабине пикирующего бомбардировщика. И больше уж нет
ничего. Ни визитов к зубному, расписанных на неделю в календаре. Ни проблем,
громоздящихся на столе в ожидании твоего прихода. Ни всех этих "общественных
отношений", из которых рискуешь не выпутаться до конца жизни. Ни фальшивой
приветливости на физиономии для завоевания доверия окружающих... Все это
я на какое-то время просто посылаю к чертям. Все, что остается ╜ эти старые
теннисные туфли со стоптанными подошвами. Только они - и ничего больше.
Уж они-то накрепко приросли к ногам - ошметки неясных воспоминаний о другом
пространстве-времени. Ну, да это уже не страшно. Такие воспоминанья запросто
изгоняются парой банок пива и сэндвичем с ветчиной.
-
Вот уже четыре года я не появлялся в Городе. Четыре года назад я приезжал
уладить некоторые, так сказать, "чисто бюрократические формальности" по
поводу моего брака. Поездка, однако же, вышла бессмысленной: оказалось,
что только я находил свой вопрос "чисто бюрократическим"; все остальные
вокруг почему-то так не считали. Ну, то есть - обычное несовпадение взглядов.
То, что для одного человека уже закончилось и представляется "делом прошлым"
- другому таким не кажется. Вот и все, казалось бы ╜ и ничего особенного.
Но в этом малом и скрывается самое главное. Чем дальше в будущее прочерчивать
линии несовпадающих взглядов - тем шире будет зазор несовпадения между
ними.
-
С тех пор у меня больше нет "моего города". Нет места, куда возвращаться...
При одной мысли об этом на душе полегчало. Никто не жаждет со мною встречи.
Я никому не нужен - и никто не надеется, что может быть нужен мне.
-
После двух банок пива я на полчаса заснул. Проснувшись же, обнаружил, что
прежнее ощущение свободы и легкости тела исчезло. В окне - словно вдогонку
за убегающим поездом ╜ пепельно-серая туча стремительно обволакивала небо,
грозя вот-вот пролиться затяжным июньским дождем. Под небом этим, куда
ни глянь, тянулся один и тот же скучный пейзаж. С какой бы скоростью ни
ехал поезд - от скуки не убежать. Наоборот: чем выше скорость - тем глубже
вязнет душа, как в болоте, в бездоннейшей скукотище. Собственно, в этом
и заключается главный принцип Скуки Как Она Есть.
-
Молодой, лет двадцати пяти клерк в кресле рядом со мной практически не
шевелился, с головой погрузившись в чтение "Кэйдзай
Симбун". Темно-синий летний костюм без единой морщинки и черные туфли;
белая сорочка - только что из химчистки. Я уставился в потолок вагона и
закурил. Чтобы как-то убить время, я попробовал подсчитать в уме, сколько
песен записали "Битлз" на пластинках. Дойдя до семидесяти трех, я застрял.
Интересно, сколько насчитал бы сам Пол Маккартни?...
-
Понаблюдав за тем, что творилось в окне, я снова уставился в потолок.
-
Итак, мне двадцать девять. Еще полгода - и канет в Лету третий десяток
лет жизни. Ничего, абсолютно ничего после себя не оставившее десятилетие.
Во всем, что нажито, ценности - ни на грош; все, чего я добился, не имеет
ни малейшего смысла. Если что и осталось со мною в итоге - так лишь эта
самая Скука...
-
Что же было тогда, сначала, - чего я сейчас не помню? Ведь было же, безо
всяких сомнений. Что-то трогало мою душу - так же, как души других людей...
И вот в итоге это "что-то" потеряно безвозвратно. Я сам решил потерять
его - и оно потерялось. Но кроме этого - кроме того, чтобы выпустить все
из слабеющих рук, - что еще оставалось делать?
-
Ведь, по крайней мере, я выжил... Конечно, лучший индеец - это мертвый
индеец. Но мне во что бы то ни стало понадобилось жить дальше.
-
Зачем?
-
Рассказывать байки каменным стенам?
-
Чушь собачья.
-
- Какого черта ты остановился в отеле? - удивился Джей, когда я вручил
ему спичечный коробок из отеля с телефоном на этикетке. - У тебя же здесь
дом!
-
- Это уже не мой дом, - ответил я.
-
Джей не стал ни о чем расспрашивать.
-
Я выстроил перед собой три тарелки с закуской, выпил с полкружки пива и
только потом протянул ему через стойку письма Крысы. Вытерев ладони полотенцем,
Джей наскоро пробежал глазами оба послания - и затем, уже медленнее и вдумываясь
в слова, перечитал все сначала.
-
- Хм-м-м!... - протянул он с интересом. - Значит, живой еще, сукин сын?
-
- Жив-здоров, как видишь!... - сказал я и отхлебнул еще пива. - Слушай,
я побриться хочу. Дашь станок и крем для бритья?
-
- Что за вопрос! - Джей извлек из-под стойки походный бритвенный набор.
- Бриться удобнее в туалете - правда, там нет горячей воды...
-
- Ничего, сгодится и холодная, - сказал я. - Лишь бы пьяные бабы на полу
не валялись. Вот тогда бриться действительно трудновато...
-
Бар Джея полностью переменился.
-
Прежний "Джей'з бар" являл собой промозглое заведение в подвале развалюхи-многоэтажки
у обочины городской магистрали. В летнее время даже из кондиционеров там
вытекал не воздух, а какой-то сырой туман. Посидишь чуть подольше - и можно
рубаху выжимать.
-
Настоящее имя Джея было китайское - длинное и труднопроизносимое. Прозвище
"Джей" он получил от американских солдат, когда работал на авиабазе США.
С тех пор настоящее имя забылось само собой.
-
По словам самого Джея, в 54-м году он бросил работу на авиабазе - и там
же неподалеку открыл свое маленькое заведение. Это и был самый первый "Джей'з
бар". Дела шли довольно успешно. Посетителями, в основном, были военные
летчики-офицеры, и атмосфера поддерживалась весьма достойная. Когда бизнес
немного окреп, Джей женился - но пять лет спустя жена умерла. О причине
смерти Джей никогда ничего не рассказывал.
-
В 63-м, когда стало слишком горячо во Вьетнаме, Джей продал свой бар, решив
перебраться "куда подальше" - получилось, в мой город. И открыл свой второй
по счету "Джей'з бар".
-
Это - все, что я знал про Джея. Он держал кошку, выкуривал пачку сигарет
в день и не брал в рот ни капли спиртного.
-
До знакомства с Крысой я частенько появлялся у Джея, всегда один. Потягивал
пиво, курил сигарету за сигаретой да слушал пластинки, подбрасывая мелочь
в музыкальный автомат. Бар уже частенько пустовал в те времена, и мы с
Джеем то и дело вели через стойку какие-то долгие разговоры. О чем - хоть
убей, не помню. Какой разговор может быть между семнадцатилетним старшеклассником-молчуном
и овдовевшим китайцем?
-
После того, как мне стукнуло восемнадцать и я уехал из Города, тянуть пиво
к Джею ходил один Крыса. Когда же в 73-м уехал и Крыса - приходить стало
больше некому. А вскоре начали расширять городскую магистраль, и заведение
Джея решили куда-нибудь перенести. Так закончилась для нас история второго
"Джей'з бара".
-
Третий "Джей'з бар" расположился метрах в пятистах от предыдущего, недалеко
от реки. Места и здесь было немного, но теперь сверкающий лифт доставлял
вас на третий этаж новенького четырехэтажного здания. Странное чувство
- ехать в "Джей'з бар" на лифте. Еще страннее - с табурета у стойки "Джей'з
бара" созерцать городские огни.
-
Из гигантских окон, западного и южного, открывался вид на волнистую линию
гор и низину, в которой раньше плескалось море. Несколько лет назад море
в низине засыпали, и на его месте плотными рядами, будто надгробные плиты,
выстроились небоскребы... Я постоял перед окнами, посозерцал пейзаж и вернулся
обратно за стойку.
-
- Раньше, небось, было море видно? - спросил я.
-
- Да уж, - ответил Джей.
-
- Я там в детстве купался, - сказал я.
-
- М-м, - промычал Джей с сигаретой в зубах, прикуривая от массивной зажигалки.
- Прекрасно тебя понимаю. Разрушить горы, построить дома; останками гор
засыпать море - и опять понастроить дома... Некоторые идиоты до сих пор
считают это прекрасной идеей.
-
Я молча пил пиво. Динамики под потолком выдавали новый хит Бозза Скэггза.
Музыкальный аппарат куда-то исчез. Посетители за столиками - опрятные студенческие
парочки - благовоспитанно, глоток за глотком потягивали виски с водичкой
напополам и коктейли. Ни тебе пьяных баб в сортире, ни субботнего гвалта
до боли в ушах. Потом, ясное дело, все разойдутся по домам, наденут пижамы,
почистят зубы и лягут спать... Ну, и что ж? - ну, и слава Богу. Чистая,
опрятная жизнь - что в этом плохого? В конце концов, каким должен быть
этот мир, каким должен быть этот бар - общих стандартов для этого просто
не существует.
-
Все это время Джей следил за моим блуждающим взглядом.
-
- Ну, что скажешь? Все так изменилось, что никак не освоишься?
-
- Да ничего подобного, - сказал я. - Старый беспорядок на новый лад, вот
и все. "Медведь у жирафа выменял шляпу, а зебра надела медвежий сюртук"...
-
- А суть все та же? - рассмеялся Джей.
-
- Времена изменились, - сказал я. - Меняются времена - меняется многое.
Но, в конечном счете - и ладно, и пускай себе меняется дальше. Все мы живем,
меняясь. И жаловаться тут не на что...
-
Джей промолчал.
-
Я принялся за новое пиво, Джей закурил новую сигарету.
-
- Как жизнь? - спросил Джей.
-
- Неплохо, - ответил я.
-
- А с женой как?
-
- А-а, непонятно. Как оно бывает между двумя разными людьми? Иногда кажется
- все в порядке. Иногда так не кажется. В супружеской жизни - дело обычное,
сам знаешь.
-
- Не знаю, - мрачно проворчал Джей и почесал мизинцем переносицу. - Забыл
я уже, что такое супружеская жизнь. Давно это было...
-
- Кошка твоя здорова?
-
- Померла четыре года назад. Как раз после вашей свадьбы. Кишки себе попортила.
Ей, правда, и так уже возраст вышел - двенадцать лет все-таки. Дольше,
чем мы с женой были вместе... Двенадцать лет жизни - вроде, такая мелочь,
а?
-
- И не говори, - сказал я.
-
- Там, на горе - слыхал, небось - есть кладбище для животных. Вот там и
схоронил. Пусть теперь хоть на небоскребы эти сверху вниз посматривает.
А то уже куда ни плюнь - все в небоскреб попадешь. Кошке это, конечно,
до лампочки... Но все-таки.
-
- Тоскуешь?
-
- Тоскую, понятное дело. Уж не знаю, кому из людей нужно помереть, чтоб
я так тосковал... Что, странно говорю?
-
Я покачал головой.
-
Покуда Джей сооружал для очередного посетителя замысловатый коктейль и
салат "Юлий Цезарь", я забавлялся головоломкой из Северной Европы, которую
обнаружил на стойке. В стеклянной коробке нужно было восстановить из фрагментов
рисунок - три бабочки, порхающие над лужайкой с клевером. Терпения моего
хватило минут на десять, затем я плюнул и положил игрушку на место.
-
- Детей не заводишь? - спросил Джей. - По возрасту уж пора бы...
-
- А не хочу, - ответил я.
-
- Серьезно?
-
- А ты представь: родится кто-нибудь, вроде меня - что я с ним буду делать?
-
Джей озадаченно рассмеялся и подлил мне пива.
-
- По-моему, ты слишком много думаешь наперед.
-
- Да нет, дело не в этом. Просто я никак не могу понять, стоит ли вообще
это делать - производить на свет еще одну жизнь... Ну, вырастут дети, сменится
поколение. И что? Больше гор снесено, больше моря засыпано. Больше скорость
у автомобилей ╜ и больше кошек задавлено... Только и всего, разве нет?
-
- Но это - только темная сторона жизни. Случаются ведь и хорошие события.
Есть ведь и хорошие люди...
-
- Да? Ну-ка, приведи мне по три примера и того, и другого - тогда поверю...
-
Джей ненадолго задумался, потом рассмеялся:
-
- Все равно: что хорошо, что плохо - о том судить уже не вам, а вашим детям.
Ваше-то поколение уже, хм...
-
- Отпело свое?
-
- В каком-то смысле, - изрек Джей.
-
- Песенка спета, а призрак мелодии в сердце еще звучит...
-
- Эк у тебя все складно сказать получается...
-
- Пижонство, - поморщился я.
-
Бар начал заполняться людьми. Я попрощался с Джеем и вышел на улицу. Девять
часов. Кожу на скулах покалывало - из-за бритья под холодной водой, а также
от водки с лимоном вместо лосьона. Тот же эффект, если верить Джею; вот
только все лицо теперь пахло водкой.
-
Ночь была на удивление теплой, небо - как и прежде, угрюмо-пасмурным. Южный
ветерок вяло тормошил мокрый воздух. Все так же, как и всегда. Запах моря
с предчувствием дождя. Пейзаж с легким привкусом ностальгии. В буйной траве
у речки - скрежетанье сверчков. И, как всегда, этот "вроде-бы-дождь". Мелкий
и странный - то ли с неба падает, то ли в воздухе висит, - но уже очень
скоро вымокаешь с головы до ног.
-
В холодном свете фонарей было видно, как в речке бежит вода. Река совсем
обмелела - еле-еле по щиколотку. Но все такая же чистая, как и несколько
лет назад. Ручьи сбегали сюда прямо с гор, и вода никогда не мутнела. Русло
реки было выложено камнями, добытыми из тех же гор; вода звонко журчала
по голышам и стихала в запрудах. Запруды были глубокими, а кое-где даже
плескалась рыбешка.
-
Если долго не шли дожди, от реки оставались лишь длинные лужи вдоль русла,
и на месте бывшего берега проступали белые косы невысыхающего песка. Частенько
я бродил по песчаным косам и выискивал те места, где река обрывалась, выдохшись
меж камнями на собственном дне. Отследив глазами такой обрывок до последнего,
самого крохотного водяного коленца, я останавливался как вкопанный. И тогда
на мгновение мне как будто виделось что-то еще - но уже в следующий миг
исчезало. Словно какие-то странные существа жили, скрываясь, во мраке на
дне реки.
-
Путь вдоль реки был моей любимой дорогой. Двигаться вместе с рекой. Ощущать
на ходу ее прерывистое дыхание... ОНИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮТ. ЭТО ОНИ
СОЗДАЛИ ГОРОД. СОТНИ ВЕКОВ, ГОД ЗА ГОДОМ - РАЗРУШАЛИ ГОРЫ, ПРЕВРАЩАЛИ ИХ
В ЗЕМЛЮ, ЗАСЫПАЛИ ТОЙ ЗЕМЛЕЙ МОРЕ, РАССАЖИВАЛИ ДЕРЕВЬЯ. С САМОГО НАЧАЛА
ГОРОД ПРИНАДЛЕЖАЛ ИМ. ВИДНО, ТАК ОНО БУДЕТ И ДАЛЬШЕ...
-
После июньских дождей река уже не переползала рывками от камня к камню
на дне, а резво бежала вперед до самого моря. От деревьев вдоль набережной
пахло свежей листвой, и казалось, что даже воздух, им пропитавшийся, был
зеленого цвета. На траве рука об руку сидело несколько парочек; старик
выгуливал собаку. Паренек, оперевшись на мотоцикл, курил сигарету. Обычный
летний вечер, как и всегда.
-
Купив в забегаловке по пути пару банок пива, я с бумажным пакетом в руках
спустился к реке. Место, где река выливалась в море, теперь походило не
то на крошечную бухту, не то на оросительный канал, зачем-то засыпанный
с одной стороны. От морской бухты остался обрубок метров в пятьдесят шириной...
На песчаном пляже все было как раньше. Мелкие волны; гладко-округлые деревянные
щепки, прибитые к берегу. Запах моря. Глыбы бетонного волнореза с прутьями
арматуры и похабными надписями краской из распылителя... Кусок прошлого
шириной в полста метров. Все остальное было наглухо отсечено десятиметровой
бетонной стеной. Стена эта, оставив от моря лишь узенькую полоску, уходила
вдаль на несколько километров. За стеной же, до самого горизонта - бесформенными
жилмассивами, точно стадами гигантских монстров, тянулись многоэтажки.
Море загнали в пятидесятиметровую клеть - и полностью уничтожили.
-
По магистрали, когда-то бежавшей вдоль взморья, я двинулся от реки на восток.
К моему удивлению, старый волнорез не тронули. Очень странное зрелище -
волнорез, потерявший море. Я дошел до места, где раньше часто останавливал
машину и смотрел на море, взобрался на бетонный валун, сел и, открыв банку
с пивом, огляделся по сторонам. Вместо моря перед глазами тянулись километры
искусственного грунта и вереницы многоквартирных домов. Торчащие нелепыми
обрубками, дома эти походили скорее на строительные леса для какого-то
другого, надземного города, строить который начали, да бросили на полдороге;
а еще больше - на перепуганных малолетних детей, что глядят на дорогу и
никак не дождутся, когда же их родители вернутся домой.
-
Прошивая силуэты домов, нити асфальтовых магистралей разбегались в разные
стороны, цеплялись за широченные автостоянки, сматывались в клубок у автобусного
терминала. Супермаркеты, бензоколонки, огромный парк, роскошный Дворец
Собраний. Все было новехоньким - и совершенно ненатуральным. Добытая из
гор земля отливала обычным для всех искусственных территорий холодно-свинцовым
оттенком. На тех же участках, что еще не попали под жернова Планового Градостроения,
колыхался густой бурьян. Просто поразительно, с какой быстротой на "новых
землях" принимаются сорняки. Как будто специально ради того, чтоб дразнить
и дурачить все эти инкубаторские деревья да газоны вдоль асфальтовых улиц,
переселяются они украдкой за человеком, какое бы новое место он себе ни
выбрал...
-
Прискорбное зрелище.
-
Да только что же я на это могу сказать? Новая игра, по новым правилам,
уже началась. Остановить ее никому не под силу.
-
Я допил пиво и, одну за другой, с силой зашвырнул пустые банки туда, где
когда-то плескалось море. Те озадаченно покрутились в воздухе - и сгинули
в волнах колыхавшегося бурьяна. Я закурил.
-
Уже докуривая сигарету, я вдруг заметил, что какой-то человек движется
в мою сторону с фонариком в руке. То был мужчина лет сорока в серой рубашке,
серых брюках и серой фуражке. Судя по всему, полицейский из Службы охраны
государственных объектов.
-
- Вы сейчас что-то бросали, не так ли? - спросил он, остановившись рядом.
-
- Бросал, - подтвердил я.
-
- Что бросали?
-
- Круглые металлические предметы. Внутри пустые. Отверстие с одной стороны.
-
Полицейский, похоже, слегка озадачился.
-
- Зачем бросали?
-
- Да низачем! Уже двенадцать лет прихожу сюда и бросаю. Иногда - по полдюжины
за раз. И никто до сих пор не жаловался.
-
- То было раньше. А сейчас здесь - муниципальная территория. Бросать мусор
на муниципальной территории запрещается.
-
Я выдержал паузу. Что-то задрожало во мне на какую-то долю секунды, но
тут же унялось.
-
- Вся проблема в том, - сказал я полицейскому, - что в ваших словах и правда
скрывается некий смысл.
-
- Так в Законе написано, - сказал полицейский.
-
Я вздохнул и достал из кармана сигареты.
-
- И что теперь делать?
-
- Ну, не буду же я требовать, чтоб вы лезли и подбирали. Темно уже, да
вот и дождь собирается... Поэтому - чтобы больше предметов не бросали!
-
- Больше не буду, - пообещал я. - Спокойной ночи.
-
- Спокойной ночи, - сказал полицейский и растворился в сумерках.
-
Свернувшись калачиком на бетоне волнореза, я уставился в небо. Как заметила
наблюдательная полиция, накрапывал дождик. Закурив новую сигарету, я прокрутил
в голове свой диалог с полицейским. Мне показалось, что десять лет назад
я был явно покруче... Хотя нет, - скорее всего, просто показалось. Что
так, что эдак - разницы никакой.
-
Когда, возвратившись к реке, я поймал на набережной такси, дождь висел
в воздухе, точно густой туман.
-
- В отель! - сказал я водителю.
-
- Путешествуете? - поинтересовался тот.
-
- Ага...
-
- Первый раз здесь?
-
- Второй, - ответил я, не задумываясь.
4. ОНА РАССКАЗЫВАЕТ О ШУМЕ ВОЛН, ПОТЯГИВАЯ "СОЛТИ ДОГ"
-
- Я привез вам письмо! - сказал я.
-
- Мне? - переспросила она.
-
Голос в трубке был страшно далеким, телефонная линия забита помехами, говорить
приходилось куда громче, чем то нужно для нормальной беседы, и оттенки
интонаций терялись напрочь. Как если взобраться на холм, встать под всеми
ветрами и пытаться вести беседу, выкрикивая фразы в поднятые воротники
пальто.
-
- Вообще-то, оно адресовано мне... Но мне кажется, что писали именно вам!
-
- Ах, вам так кажется?
-
- Ну да! - сказал я. Сказал - и сам почувствовал, в какую идиотскую ситуацию
себя загоняю.
-
Она молчала. Помехи в трубке постепенно затихли.
-
- Я не знаю, какие отношения у вас были с Крысой. Я звоню, потому что он
попросил меня с вами встретиться. А раз так, то, я думаю, вам и письмо
лучше самой прочитать.
-
- Так вы специально для этого приехали сюда из Токио?
-
- Вот именно.
-
Она закашлялась, потом извинилась.
-
- А вы, что, были с ним друзьями?
-
- Вроде того.
-
- А почему же он не написал прямо мне?
-
Что говорить - в ее словах явно ощущалось больше здравого смысла.
-
- Действительно, не понимаю, - ответил я искренне.
-
- Так вот и я что-то никак не пойму. Все, что было когда-то, давно уже
кончилось. Или нет?
-
Этого я не знал. Я так и сказал - не знаю. Прижимая к уху телефонную трубку,
я лежал на кровати в номере и разглядывал потолок. Мне чудилось, будто
я лежу, свернувшись калачиком, на дне моря и одну за другой считаю тени
проплывающих надо мною рыб. При этом понятия не имею, до скольки досчитать,
чтобы все-таки остановиться.
-
- Пять лет назад, когда он исчез куда-то, мне было двадцать семь, - несмотря
на мягкий голос, эти ее слова прозвучали глухо, как из колодца. - Слишком
многое меняется за пять лет...
-
- Это точно, - поддакнул я.
-
- Даже если на самом деле ничего не меняется, все равно - нельзя позволять
себе так думать. Позволишь себе так думать - и уже никогда не сдвинешься
с места... Хотя бы поэтому я стараюсь считать себя совершенно другим человеком.
-
- Мне кажется, я вас понимаю, - сказал я.
-
Мы помолчали. На этот раз первой заговорила она:
-
- И когда вы с ним виделись в последний раз?
-
- Пять лет назад. Как раз перед тем, как он исчез.
-
- Он что-нибудь сообщал вам? Почему уезжает и все такое?
-
- Нет, - сказал я.
-
- То есть, я тогда правильно поняла, что он исчез, никому не сказав ни
слова?
-
- Совершенно правильно.
-
- Ну, а что вы подумали?
-
- В смысле - когда он исчез?
-
- Ну да.
-
Я приподнялся на кровати и оперся спиной о стену.
-
- Что подумал... Ну, пошатается с полгода, да и вернется назад. Он же из
тех, у кого ничего не бывает надолго.
-
- Но он не вернулся...
-
- Да, не вернулся.
-
На другом конце провода явно боролись с собой: в очередной долгой паузе
я различал ухом тихое прерывистое дыхание.
-
- Где вы остановились? - спросила она, наконец.
-
- В отеле "..........." .
-
- Завтра в пять я буду в кофейном зале отеля. Там, на восьмом этаже. Подходит?
-
- Прекрасно, - сказал я. - Я буду в белой футболке, зеленых шерстяных брюках.
Стрижка короткая...
-
- Ничего, я как-нибудь догадаюсь, - тихо, но с явным нажимом перебила она.
И повесила трубку.
-
Я тоже положил трубку - и попытался сообразить, что же, черт побери, может
означать это "как-нибудь догадаюсь". Но так и не понял. Что-то я стал слишком
многого не понимать. Зря говорят, что с годами становишься мудрее. Как
заметил какой-то русский писатель, это только характер может меняться с
возрастом; ограниченность же человека не меняется до самой смерти... Иногда
эти русские говорят очень дельные вещи. Не оттого ли, что зимой вообще
лучше думается?
-
Я забрался под душ, вымыл голову после дождя, вылез, обмотав полотенцем
бедра, сел на кровать и включил телевизор. Шел какой-то американский фильм
про войну и старую подводную лодку. Капитан и первый помощник грызлись
как кошка с собакой, сама лодка напоминала ржавую кастрюлю, а в довершение
ко всему этот жалкий сюжетик разразился еще и всеобщей панической клаустрофобией;
- но, тем не менее, проблемы странным образом улаживались одна за другой,
и в финале все у всех было в порядке. После таких вот фильмов может запросто
показаться, что раз у всех все в порядке, то и война - не такая уж страшная
штука. Не удивлюсь, если скоро начнут делать фильмы, в которых ядерная
война испепеляет род человеческий - но в финале У ВСЕХ ВСЕ В ПОРЯДКЕ...
-
Я выключил телевизор, нырнул в постель - и уже через десять секунд спал
мертвым сном.
-
К пяти часам следующего дня мелкий дождь по-прежнему висел в мокром воздухе.
Тот самый дождь, что случается, когда после первых ясных денечков лета
думаешь, что сезон дождей уже миновал. Из окна восьмого этажа я разглядывал
землю внизу - черную, вымокшую от влаги. По надземной магистрали на несколько
километров с запада на восток растянулась вереница увязших в заторе автомобилей.
Я вгляделся чуть пристальнее - и мне показалось, будто те медленно тают,
растворяясь в дожде. И в самом деле - таять начал весь Город. Таял бетонный
волнолом в порту, таяли стрелы кранов, таял частокол небоскребов, под черными
зонтами таяли на улицах люди. Таяла зелень на склонах гор, беззвучно стекая
к подножью... Зажмурившись на пару секунд, я снова открыл глаза - и Город
вернулся в свое прежнее состояние. Вновь устремились в небо шесть кранов
в порту; по шоссе как и прежде, короткими рывками в заторе, поползли на
восток машины; толпа пешеходов под зонтиками потекла туда-сюда через улицу;
пышная зелень в горах снова жадно вбирала в себя воду июньских дождей.
-
В просторном зале, на сцене чуть ниже уровня пола, стоял роскошный рояль
цвета морской лазури. Девица в сплошном кричаще-розовом платье исполняла
на нем стандартный набор мелодий "а-ля чашечка кофе в зале большого отеля",
хороня популярные мотивчики в мудреных синкопах и зубодробительных арпеджио.
Играла она неплохо; но заканчивалась мелодия, последний звук растворялся
в воздухе - и абсолютно ничего не оставалось.
-
Был уже шестой час, но та, кого я ждал, все не появлялась; я прихлебывал
уже второй кофе и от нечего делать разглядывал пианистку. На вид ей было
лет двадцать; пышная копна волос - как каплища шоколада на бисквитном печенье.
Волосы расплескивались влево-вправо в такт музыке, и как только мелодия
заканчивалась, укладывались обратно в копну. И начиналась новая мелодия.
-
Глядя на нее, я вспомнил одну знакомую девчонку. В последний год школы
я учился играть на пианино. Мы совпадали с ней и по году обучения, и по
специальности, и нас частенько усаживали играть вместе в четыре руки. Ни
лица, ни имени той девчонки я совершенно не помнил. В памяти остались лишь
тонкие белые пальцы, красивые волосы и чуть колыхавшееся при игре сплошное
легкое платье. Больше, как ни старался, я ничего припомнить не мог.
-
Поймав себя на этом, я почувствовал странную вещь. Как будто я сам вырезал
из жизни для собственных воспоминаний ее пальцы, волосы, платье, - а все
остальное, оставшись нетронутым, и сегодня живет неизвестно где... Да нет,
конечно же, что за бред. Этот мир всегда вертелся без моего участия. Без
малейшего отношения ко мне люди ходят по улицам, затачивают карандаши,
едут с востока на запад со скоростью пятьдесят метров в минуту и заполняют
рафинированно-безликой музыкой воздух в кофейных залах больших отелей.
-
"Мир"... Сразу представляется толпа слонов с черепахами, что, натужно кряхтя,
подпирают спинами здоровеннейший земной диск. При этом слоны не знают,
для чего черепахи, черепахи не разумеют, зачем слоны, - и ни те, ни другие
понятия не имеют, зачем, вообще говоря, нужен мир.
-
- Извините, что так поздно! - раздался у меня за спиной ее голос. - Задержали
на работе, никак не могла уйти.
-
- Ничего страшного! Я сегодня весь день абсолютно свободен...
-
Она бросила на стол ключ от стойки для зонта и, не глядя в меню, заказала
себе апельсиновый сок.
-
Возраст ее невозможно было определить на глаз. Не сообщи она мне его по
телефону - наверное, я так никогда и не понял бы, сколько ей лет.
-
Но поскольку она с самого начала сказала, что ей тридцать три, то ей, надо
полагать, и было тридцать три - и именно на тридцать три она теперь выглядела.
Хотя я уверен: скажи она, что ей двадцать семь - и выглядела бы она на
двадцать семь, ни больше ни меньше.
-
На одежду ее, неброскую, но со вкусом, было приятно смотреть. Свободного
покроя белые хлопчатые брюки, оранжевая, в желтую клетку, рубашка - рукава
закатаны до локтей; кожаная сумочка через плечо. Ни одна из вещей не была
новой, но смотрелось все очень опрятно. Ни колец, ни бус, ни браслета,
ни серег. Короткий чубчик наивно-кокетливо зачесан набок.
-
Чуть заметные морщинки у глаз не сообщали возраста их хозяйки, а как бы
заявляли о том, что были на этом лице с рождения. Разве только ключицы,
белевшие из-под расстегнутого на две пуговицы воротничка, да запястья недвижных
рук на краю стола едва заметно выказывали не первую молодость этой женщины.
С мелких, поистине микроскопических изменений начинает стареть человек.
Чем дальше, тем больше появляется таких вот слабо уловимых, но уже нестираемых
мелочей - пока, наконец, не опутают они, точно паутина, все тело.
-
- Чем занимаетесь? Работаете где-нибудь? - спросил я наугад.
-
- В конструкторском бюро. Уже много лет.
-
Разговор не клеился. Я не спеша достал сигарету, не спеша закурил. Пианистка
закрыла крышку рояля, встала и удалилась куда-то на перерыв. Легкая зависть
- буквально совсем чуть-чуть - промелькнула в глазах моей собеседницы.
-
- И долго вы с ним знакомы? - спросила она.
-
- Уже одиннадцать лет. А вы?
-
- Два месяца десять дней, - не раздумывая, ответила она. - С нашего знакомства
- и до того, как он исчез. Два месяца и еще десять дней. Я дневник веду,
поэтому помню точно.
-
Ей принесли апельсиновый сок, у меня забрали пустую кофейную чашку.
-
- После того, как он исчез, я три месяца ждала. Декабрь, январь, февраль...
Самое холодное время. Зима тогда выдалась жутко холодная, правда?
-
- Н-не помню, - растерялся я. Холода пятилетней давности она обсуждала,
словно вчерашний дождь.
-
- А вы вот так же когда-нибудь ждали женщину?
-
- Нет, - ответил я.
-
- Если изо всех сил ждать, а в срок не дождаться - тогда делается все равно.
Неважно, какой был срок - десять лет, пять лет или один месяц.
-
Я кивнул.
-
Ее стакан с соком опустел уже наполовину.
-
- И когда в первый раз вышла замуж, так и случилось. Все ждала, ждала,
как положено, а потом устала ждать - и сделалось все равно. В двадцать
один замуж выскочила, в двадцать два - развелась. А потом переехала в этот
город...
-
- Вот и у моей жены то же самое, - сказал я.
-
- Что?
-
- В двадцать один замуж вышла, а в двадцать два - развелась.
-
Она окинула меня долгим, пристальным взглядом - и нервно забрякала длинной
палочкой в стакане, размешивая апельсиновый сок. Я, кажется, сболтнул что-то
лишнее.
-
- Очень тяжело, когда в молодости переживешь и замужество, и развод, -
продолжала она. - Если коротко - дальше уже начинаешь хотеть чего-то одномерного,
чего-то совершенно ирреального - понимаете? Но ведь ирреальной жизнью нельзя
прожить слишком долго, не правда ли?
-
- Да... Наверное.
-
- После развода, пока с ним не встретилась, я пять лет прожила в этом городе.
Такой вот ирреальной жизнью. Ни знакомых почти никаких, ни желания куда-то
сходить, ни любовника; утром проснешься - идешь на работу, чертишь свои
чертежи, по дороге домой в супермаркете купишь чего-то, сама приготовишь,
сама и съешь. Радио включено постоянно, книжка какая-нибудь; дневник про
саму себя кропаешь - а в ванне чулки замочены. Да еще квартирка в доме
у моря, так что в ушах постоянно волны шумят... Зябкая жизнь! - Она допила
свой сок. - Я, наверное, пустое болтаю, да?
-
Я молча покачал головой.
-
Шел седьмой час - "время кофе" закончилось, наступило "время коктейлей".
Лампы под потолком пригасили, и зал погрузился в полумрак. Город в окне
зажигал огни. Заалели фонари и на кранах в порту. В тусклых вечерних сумерках
поблескивал мелкими иголками дождь.
-
- Не хотите чего-нибудь покрепче?
-
- А как это называется, если водку с грейпфрутовым соком смешать?
-
- "Солти Дог"...
-
Подозвав официанта, я заказал для нее "Солти Дог" и для себя - "Катти Сарк"
со льдом.
-
- На чем я остановилась?
-
- Вы сказали - "зябкая жизнь"...
-
- Да нет, если честно - сама-то жизнь не такая и зябкая, - поправилась
она. - Вот только когда волны шумят - тогда действительно зябко. Въезжала
в квартиру - управдом говорил: "ничего, мол, быстро привыкнете"... Да вот
не привыкла.
-
- Ну, теперь-то моря больше нет.
-
Она тихонько усмехнулась. Морщинки в уголках ее глаз задрожали едва заметно.
-
- Ну, конечно. Ну, разумеется. "Моря больше нет" - какая наблюдательность!
А мне и сейчас то и дело слышится, будто волны шумят. Вот как можно сжечь
свои уши за долгое время...
-
- И потом вы познакомились с Крысой?
-
- Да. Только я его так не называла.
-
- А как вы его называли?
-
- По имени, как же еще! Как и все вокруг, разве нет?
-
А и действительно, подумал я вдруг. Слово "Крыса" даже как прозвище звучало
слишком по-детски.
-
- Да, конечно, - сказал я.
-
Нам принесли напитки. Она пригубила свой "Солти Дог" - и салфеткой стерла
приставшие к уголкам рта кристаллики соли. Салфетку со слабым отпечатком
помады она искусно, двумя пальцами перегнула пополам и положила рядом на
стол.
-
- Для меня он был - как бы лучше сказать... достаточно ирреальный. Вы меня
понимаете?
-
- Кажется, понимаю..
-
- Я подумала, что мне как раз и нужна его ирреальность - для того,
чтобы разрушить свою. С первой же встречи с ним сразу так и подумала.
Может быть, потому он мне и понравился... А может, и наоборот - сначала
он мне понравился, а потом я так для себя решила. Что так, что эдак - результат
все равно одинаковый.
-
Пианистка вернулась со своего перерыва, села за рояль и заиграла мелодии
старого кино. Это звучало странно - как если бы к какой-нибудь сцене фильма
по ошибке подобрали не тот музыкальный фон.
-
- Вот мне и кажется иногда... Может, я таким образом просто его использовала.
Может быть, он самого начала чувствовал это - потому и... Вы так не думаете?
-
- Откуда я знаю, - пожал я плечами. - Это уже чисто ваши с ним отношения.
-
Она ничего не сказала.
-
Молчание длилось секунд двадцать, прежде чем я сообразил, что ее монолог
окончен. Я проглотил остатки своего виски, достал из кармана письма Крысы
и положил на середину стола. Два конверта лежали на столе, и притрагиваться
к ним она как будто не торопилась.
-
- Я должна это прочитать прямо здесь?
-
- Забирайте домой, там и читайте. А не захотите читать - так выбросьте.
-
Она кивнула, взяла письма и спрятала их в сумочку. Легкий металлический
звук - клик! - и замок защелкнулся. Я закурил вторую сигарету, заказал
себе второй виски. Надо сказать, что больше всего я уважаю именно вторую
порцию виски. Если с первым виски успокаиваются нервы, то со вторым приходит
в порядок голова. С третьего же и далее - уже ни вкуса, ни смысла не остается:
простое перекачивание жидкости из рюмки в желудок.
-
- И только ради этого вы ехали сюда из Токио? - спросила она.
-
- Да, почти что...
-
- Очень любезно с вашей стороны.
-
- Ну, как раз об этом я не думал. Просто у нас с ним так повелось. Поменяй
нас в жизни местами - и он сделал бы точно так же, я знаю.
-
- Что, он уже оказывал вам такие услуги?
-
Я покачал головой.
-
- Да нет. Просто мы издавна надоедаем друг другу такими вот "ирреальными"
просьбами. И привыкли выполнять их без лишних вопросов. Ну, а как выполнять
ирреальные просьбы в реальном мире - это уже другая проблема.
-
- Наверное, на свете больше нет таких странных людей!
-
- Очень может быть...
-
Рассмеявшись, она поднялась из-за стола и взяла в руки счет.
-
- Позвольте, я сама за все заплачу. Тем более, что на сорок минут опоздала...
-
- Если вам так будет лучше - пожалуйста, - я пожал плечами. - Но у меня
к вам один вопрос. Можно?
-
- Ну, разумеется!
-
- Вот вы сказали по телефону, что догадаетесь, как я буду выглядеть.
-
- Ну да, сказала. Так, чисто из настроения...
-
- И что же - прямо-таки сразу и догадались?
-
- Моментально, - сказала она.
-
Дождь хлестал с прежней силой. Прямо в окно отеля заглядывала гигантская
неоновая реклама с соседнего небоскреба. В ее искусственном свете бежали,
сплетаясь, к земле беспорядочные нити дождя. Встав у окна, я посмотрел
вниз - и мне почудилось, будто дождь всеми струями стремится попасть в
одну и ту же точку земной поверхности.
-
Я плюхнулся на кровать и выкурил две сигареты подряд. Потом позвонил администратору
отеля и попросил забронировать билет на завтрашний поезд. Больше в этом
городе мне было абсолютно нечего делать...
-
И только дождь все лил до глубокой ночи.