из романа
"Чудеса вкрутую, или Конец света"
Кабина лифта мучительно медленно двигалась вверх. То есть, это я полагал, что вверх; удостовериться в этом никакой возможности не было. На такой черепашьей скорости всякое чувство движения пропадает. Может быть, лифт опускался. Может, вообще стоял. И только мне в моей ситуации было удобно думать, что он поднимался. Жалкая гипотеза. Никаких доказательств. Возможно, я уже проехал этажей двенадцать вверх и еще три вниз. Возможно, я уже успел обернуться вокруг Земли. Неизвестно. Что говорить - с этим лифтом и сравниться не мог допотопный подъемник моей многоэтажки - шаг прогресса сразу вслед за колодезным воротом. Просто не верилось, что два настолько разных агрегата созданы для выполнения одной и той же функции и одинаково называются. Слишком космической была пропасть между мирами, где они появились на свет. Прежде всего, этот лифт ошеломлял своими размерами. При желании здесь можно было бы устроить офис небольшой фирмы. Расставить столы, шкафы, стеллажи, в углу оборудовать кухню - и все равно еще место осталось бы. Три взрослых верблюда и средних размеров пальма уместились бы во чреве этой громадины без особых проблем. Второе, что впечатляло не меньше, - это абсолютная чистота. Безупречно-стерильная, как в свежевыстроганном гробу. На сверкающей стали стен - ни пылинки, ни пятнышка. На полу - дорогущий зеленый ковер с ворсом по самую щиколотку. Но особенно поражало отсутствие всякого звука. Не успел я войти, как двери с устрашающим беззвучием (именно так!) плавно закрылись у меня за спиной, и кабину затопила вязкая тишина. Поехал лифт или остался на месте - сам черт бы не разобрал. "Глубокие реки неслышно текут"... Но и это еще не все. Меня окружали абсолютно голые стены. Ни панели управления, ни кнопок закрывания-открывания дверей, ни аварийного тормоза. Я ощутил себя самым беспомощным существом на земле. Да что кнопки! Не было ни дисплея с цифрами этажей, ни предупреждения о максимально допустимом числе пассажиров, ни таблички с названием фирмы-изготовителя. Не говоря уже о пожарном люке. Самый натуральный гроб. Готов поспорить, проверки на пожарную безопасность этот лифт не проходил. И никогда не прошел бы. В конце концов, существуют же и у лифтов какие-то "общелифтовые" критерии... Стоя столбом жежду четырьмя идеально гладкими стальными стенками (абсолютно не за что ухватиться!), я вспомнил кино, что смотрел еще в детстве, о фокусах Гарри Гудини. Как его связали по рукам и ногам, обмотали цепями и засунули в сундух, затем сундук обмотали еще цепями - и бросили в Ниагарский водопад. А может, и в пучину Ледовитого океана... Я глубоко вздохнул и попытался хладнокровно сравнить свое положение с ситуацией Гудини. Мое преимущество - в том, что у меня свободные руки-ноги. Преимущество Гудини - в том, что он знал, как действовать. Шутка сказать - я ведь даже не знаю, движется лифт или нет! Я негромко откашлялся. Кашель мой прозвучал очень странно. На человеческий кашель это походило меньше всего. Кусок мягкой глины, шмякающийся о бетонную стену. Просто не верилось, что мое тело способно издавать подобные звуки. На всякий случай я кашлянул еще раз - но результат оказался тем же. И я решил больше не кашлять.
(С) Haruki Murakami 1985Перевел с японского Дм.Коваленин