«Записки гайдзина»
Вадим Смоленский
О двойных стандартах
Зададимся таким вопросом: за что математик Потапов любил композитора Мокроусова?
Можно строить разные догадки. Например: за то, что композитор Мокроусов писал
замечательную музыку. Или: за то, что его песни знал и пел весь советский народ. Или: за то, что своим творчеством Борис
Мокроусов посрамил Кшиштофа Пендерецкого. За то, что он приник к земле, отразил веяния, выразил чаяния, сразил очарованием и
заразил горением.
За это, да?
Нет, вовсе не за это. За это можно уважать - так же, как можно уважать Дмитрия
Кабалевского или Никиту Богословского. Потапов их как раз и уважал - и Мокроусова уважал тоже. Но любил он его совсем за
другое.
Потапов любил Бориса Мокроусова за то, что Борис Мокроусов пропил Сталинскую
Премию.
Это произошло в сорок восьмом году. Заслуги народного композитора наконец были
признаны на самом верху, - и прямо в Кремле он получил высокую награду. Распорядиться этой наградой можно было по-разному.
Например, можно было купить шесть автомобилей «Победа». Или построить пару-другую дач. Или приобрести готовый особняк где-
нибудь в Крыму. Ничего этого Борис Мокроусов делать не пожелал.
Вместо этого он рассовал премию по карманам и отправился на Смоленщину, где
находился дом отдыха композиторов. Прибыв туда, лауреат не стал тратить время на пустопорожнее общение с коллегами. Он
незамедлительно разыскал ближайшее село, где еще функционировал рудимент помещичьего режима под названием «трактир». Зайдя
внутрь, триумфатор заказал себе и каждому из присутствующих по двести грамм. Присутствующие несказанно обрадовались,
сгрудились вокруг чудака - а узнав, кто их угощает, обрадовались еще более. Слух о гульбе народного композитора разнесся
по округе с быстротою трактора. В заведение потянулся народ. Плотники, комбайнеры, милиционеры, доярки, председатели
колхозов, директора совхозов, агрономы, механизаторы, комсорги, парторги, лесники и чекисты - все жаждали выпить с автором
оперы «Чапай». Вакханалия продолжалась две недели. Район завалил месячный план по молоку и мясу. Трактир выполнил
пятилетний. Лишь только когда последний рубль был пропит, Борис Андреевич вернулся в Москву. И стал творить дальше свою
прекрасную музыку.
Что рядом с этим Митя Карамазов или Киса Воробьянинов? А из великих композиторов
кто еще смог подняться до таких вершин единения с народом и отрешения от земных благ? Решительно никто! Даже Модест
Мусоргский, как известно, отваживался максимум на падение в канаву. Что уж там говорить о каком-нибудь Даргомыжском.
Один только Борис Мокроусов показал себя истинно народным, истинно русским
композитором. И только его одного смог полюбить всей своей душой математик Потапов.
А теперь представим себе, что некий японский композитор, получив премию Его
Императорского Величества, немедленно ее пропил. Смог бы такой композитор рассчитывать на одобрение и любовь со стороны
Потапова?
Да ни за что! Потапов заклеймил бы такого композитора паршивой овцой и никогда бы
ему не поклонился. Не говоря уже об исполнении его произведений, публичном или приватном. Потапов не стал бы даже запоминать
иероглифы, которыми пишется фамилия такого композитора. «Много чести!» - сказал бы про такого композитора Потапов.
И дело тут даже не в том, что Сталин был тиран и злодей, а Его Императорское
Величество являет собой образец добродетельного и богобоязненного монарха. Этого мало. Если бы, скажем, композитор
Балакирев, собрав всю свою Могучую Кучку, пропил премию Александра Второго Освободителя, - то и такую акцию Потапов, скорее
всего, приветствовал бы, несмотря на всю свою лояльность к царю-реформатору. Ибо в такой акции присутствовал бы здоровый
анархический дух, за ней маячили бы тени Степана Разина и Тараса Бульбы.
Дело лишь в том, что товарищ Сталин происходил от сапожников, а Александр Второй
Освободитель - от пришлых немецких принцесс. Ни тот, ни другой не вел свой род от богини солнца Аматэрасу. На купюрах,
которыми они премировали свою интеллигенцию, не ощущалось божественного отпечатка. И пропить такие купюры было их лучшим
применением.
В то время, как пропивание купюр достоинством в десять тысяч иен было бы чистой
воды богохульством.
Потаповский взгляд на Японию весь состоял из подобных двойных стандартов. Он
считал, например, что японской женщине не пристало входить в горящие избы и останавливать коней. Точно так же, как русской
женщине не пристало семенить, красить зубы и ходить за покупками в переднике. В этом вопросе, как и в любом другом, Потапов
твердо стоял за национальную идентичность. Поэтому он не любил всяких либералов и социалистов, норовящих эту идентичность
порушить. Впрочем, правым националистам он тоже не симпатизировал, имея с ними серьезные разногласия. Самурайские марши, -
говорил Потапов, - должны быть написаны в китайской пентатонике, а у этих вместо пентатоники какой-то Агапкин.
Когда мне случалось прямо или косвенно затронуть тезис о межкультурном
взаимообогащении, Потапов становился мрачен. Его грызло антагонистическое противоречие. Сам он очень хотел обогащаться за
счет других культур, но не мог вынести себя за родные культурные рамки. Получалось, что вместе с Потаповым обогащается вся
русская культура. Иногда мне удавалось убедить его, что здесь нет ничего худого, что это не означает потери корней и идет
только на пользу, - тут он еще готов был согласиться. Но те же самые доводы применительно к Японии уже не работали. Эту
страну он непременно желал видеть автаркичной и самодовлеющей.
Меня радовало и продолжает радовать лишь одно: Потапов и подобные ему никогда не
выбьются в сёгуны и не закроют Японию от внешнего мира, как это сделал когда-то Токугава Иэясу. Единственно поэтому гайдзины
могут чувствовать себя здесь в относительной безопасности. На сегодняшний день никто не мешает им культурно обогащаться,
нежно пестовать свои менталитеты и втихаря подтачивать японскую самобытность под мелодии Глена Миллера и Бориса Мокроусова.
|