Александр Прасол, "Япония: лики времени"



ПРЕДИСЛОВИЕ


О чем эта книга?

      Это книга о современной Японии и о японцах. Как они видят окружающий мир и себя в нем, как относятся к другим людям, к вещам, к идеям. Почему думают и поступают так, а не иначе. Одним словом, как они вообще живут. Написана в форме очерков на основе личных наблюдений и впечатлений.


Почему Япония?

      Интерес к Японии питается тремя главными источниками.
      Во-первых, это единственная за пределами евро-американской цивилизации страна, добившаяся мирового успеха. Всем, и в первую очередь европейцам с американцами любопытно, что это за люди такие японцы, как ухитрились попасть в число мировых лидеров. Западному человеку вообще непонятно, как можно быть передовым и не западным. Интерес развитых стран, словно рупором, усиливается их средствами массовой информации, учеными, писателями, аналитиками и резонирует по всему миру. Да и сам мир не прочь поближе узнать, что это за фрукт такой уникальный, Япония. Что в Бразилии, что в Арабских Эмиратах - куда ни глянь, японские телевизоры да автомобили, а между ними - девушки в кимоно с икебаной. В России то же самое, кроме того, Япония - наш ближайший сосед.
      Во-вторых, это собственно японская культура. Как гигантский пылесос, Япония много веков всасывала в себя всё лучшее, что создавалось в других странах. Длительные периоды изоляции способствовали перевариванию и усвоению заимствованного, переиначиванию его на японский лад и дальнейшему усовершенствованию. По закону сохранения социальной энергии, когда внешние связи ослабевают, внутренние активизируются. Усилиями нескольких поколений, ничего не знавших о внешнем мире, Япония создала уникальную культурную традицию, не похожую ни на что другое. В этом еще один секрет её притягательности. Сто лет назад о нем писал наш соотечественник А. А. Николаев: "Роскошная природа и полное незнакомство [японского] народа с цепями крепостного рабства и иноземного владычества одарили этот народ многими ценными качествами в такой комбинации, которая мало ещё где встречается" (Николаев, 17).
      В-третьих, российский читатель особенно обделен объективной информацией о Японии. Всё больше мифы, легенды да экзотика. Истории наших контактов всего-то двести с небольшим лет, да и те по большей части прошли во взаимной неприязни и подозрениях. Не лучшие условия для знакомства. После войны из советских людей лишь дипломаты да журналисты имели возможность пожить в Стране Восходящего Солнца и внимательнее присмотреться к ней. В меру наблюдательности и таланта они делились своими впечатлениями с соотечественниками. И. А. Латышев, В. В. Овчинников, В. Н. Бунин, В. Я. Цветов, Ю. В. Тавровский, С. Л. Агафонов - с именами этих журналистов у многих ассоциируются первые сведения о японской культуре. Они познакомили отечественного читателя и телезрителя со многими сторонами реальной японской жизни, подметив в ней немало интересного. Но были в их публикациях и элементы восточной экзотики, поэтизация Японии и некоторые преувеличения, любимые читателями, и потому неизбежные в журналистской работе.
      После распада СССР ситуация если и изменилась, то ненамного. По сравнению с другими иностранцами, очень невелико число россиян, живущих сегодня в Японии и хорошо знающих эту страну. Всё-таки лучший способ понять иную культуру - это прожить в ней несколько лет. Ежедневно работая бок о бок с её представителями, и наблюдая, наблюдая, наблюдая... Сделать это за короткий срок, не говоря уже о кратких, хотя бы и частых визитах, очень трудно. Японское общество закрыто для посторонних, иностранцу трудно в нем ассимилироваться. Поэтому знания тех, кому довелось пожить в этой стране и лучше узнать её, имеют особую ценность. Конечно, у каждого из них это немного своя Япония, не похожая ни на чью другую. Личный опыт ограничен, субъективен, и потому всегда в чём-то отличен от других. Но есть, наверное, и нечто общее, с чем ежедневно сталкивается каждый живущий в Японии, и чего просто невозможно не заметить. Поделившись своими наблюдениями и размышлениями, мы поможем всем, кто интересуется этой яркой и самобытной страной, составить о ней более правильное представление. С этой целью и написана книга.


В чем идея книги?

      Национальный характер, традиции и менталитет любого народа - это всегда текущий результат развития, движения во времени. Итог неповторимого хитросплетения исторических случайностей и закономерностей. Любая национальная "фишка" имеет своё историческое объяснение. Только найти его бывает непросто, слишком сложна и многообразна жизнь человеческого сообщества, слишком неочевидной бывает в ней связь между причиной и следствием. Человеку, живущему страстями краткой жизни, трудно подняться над временем и охватить взглядом другую эпоху. Непросто понять, что, как и почему в ней происходило. История японского общества дает нам общие контуры знаний, достаточных, чтобы попробовать это сделать. Задуматься, а почему, собственно, люди в Японии вежливее, чем в других странах. И почему так контрастно меняются, оказавшись среди незнакомцев? Почему расслабляются в сфере обслуживания? Вообще, отчего японский сервис лучший в мире? А транспорт - самый точный? Ну должны же быть какие-то причины. Почему японцы любят дарить друг другу подарки, но не любят говорить того, что думают на самом деле? Отчего так почитают верность и преданность? И почему, попав в полицию, легко признаются даже в том, чего не совершали, хотя никто их не бьет и не пытает? Откуда всё это?
      На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в давней и не очень давней истории японского общества, занимательной и информативной для вдумчивого наблюдателя. Автор приложил все усилия для того чтобы включить в эту книгу максимум заслуживающих доверия фактов из истории и современной жизни японского общества и избежать малосодержательных рассуждений на пустом месте.


Чего нет в этой книге

      Зная по собственному опыту, как нелегко сориентироваться в современном книжном море, автор хочет помочь читателю и честно предупредить, чего нет в этой книге. В ней нет романтики восточных единоборств и вообще боевых искусств. Читатель не найдет в ней описания самурайских подвигов и щекочущих нервы тайн древности. Сумеречная непостижимость древней восточной культуры в её современном преломлении, эзотерическая философия и сакральный ритуал, поэзия повседневного эстетизма, тайны японской души и прочая восточная экзотика, по очертаниям сильно напоминающая развесистую японскую клюкву, в тексте не предусмотрены.


Об авторе

      Родился и вырос рядом с Японией, во Владивостоке. Выпускник Восточного факультета Дальневосточного государственного университета, посвятивший изучению Японии почти 40 лет жизни. Защитил в России сначала кандидатскую, потом докторскую диссертацию по разным аспектам японской культуры. Последние пятнадцать лет живёт в Японии, преподавая в университетах русскую культуру и язык. Взглянув на русских глазами иностранцев, ещё больше заинтересовался японцами. Обобщив личный опыт и наблюдения, написал эту книгу о том, как национальные традиции и менталитет "работают" в современном японском обществе, обеспечивая его самобытность и притягательность.


Слова благодарности

      Книгу пишет автор, но помогают ему многие. В первую очередь, моя благодарность Ниигатскому университету международной культуры и информации, оказавшему финансовое содействие в публикации этой книги. Часть рукописи была написана во время научной стажировки в двух университетах. Поэтому хочу поблагодарить за оказанное мне гостеприимство Факультет японоведения Дальневосточного государственного университета (Владивосток) в лице его декана проф. А. А. Шнырко и Центр японских исследований Университета Британской Колумбии (Ванкувер) в лице его директора проф. Дэвида Эджингтона. Встречи и беседы с интересными людьми, участие в работе семинаров и конференций помогли автору осилить эту интересную тему, за что им всем моя глубокая признательность. Хочу также поблагодарить профессора Ниигатского университета международной культуры и информации Грегори Хадли за редакцию англоязычной части рукописи.


Технические замечания

      В тексте книги встречаются японские слова и выражения. Они записаны в традиционной "поливановской" транскрипции и выделены курсивом, за исключением собственных имен и географических названий, они даются обычным шрифтом. Японские имена записываются в "европейском" порядке: сначала имя, затем фамилия. Долгота гласных звуков в транскрипции не отражена.