Ежегодный Вечер ССО стал проводиться в ЛЭТИ года с семидесятого; чуть позже от него отпочковался Вечер Песни. Как явствует из названия, на Вечере Песни пели песни - в основном, конечно, бойцы строительных отрядов, но и "миряне" тоже. На Вечере же ССО выступали отрядные агитбригады (агитки). Термин сей отдавал чем-то комсомольским и действительно был рудиментом ранних стройотрядовских лет, когда считалось хорошим тоном агитировать за светлое завтра или же наоборот, против родимых пятен темного вчера. К нашему времени вся былая агитация выродилась в искусство для искусства. Если она где и оставалась в прежнем виде, то только в отдельных песнях; сценические же постановки давно уже не несли в себе никакого пафоса, разве что обличительный, и то с изрядной долей стеба и шизы.
Интересно то, что оба стандарта задал один и тот же человек, по фамилии Абарбанель (ССО "Гран"). С одной стороны, он написал совершенно замечательный "Гимн ССО ЛЭТИ" (изначально - Гимн ССО "Гран"), прославлявший движение и утверждавший его высокие ценности. С другой - явился автором знаменитой миниатюры "Мастер и прораб", где все было показано с другого бока. Миниатюра стала классикой, а имя Афанасия Егорыча - нарицательным.
Классикой также стали песни В.Шимберева (ССО "Марат" и "Физик"), хорошие тем, что в них нет ни лишнего пафоса, ни злой сатиры. Их хорошо петь как со сцены, так и в узком кругу. В ЛЭТИ родилось еще несколько интересных песен на отрядную тему, которые не стыдно показать всему миру. Из сценических постановок можно выделить миниатюру "Морские волки", написанную в эпоху борьбы с американским империализмом и китайским гегемонизмом.
"Кварк" прогремел на Вечерах 1989 года. На Вечере Песни секстет наших бойцов исполнил песню "Кусок". К вечеру ССО было подготовлено грандиозное представление, объединившее стройотрядовскую тему с политической сатирой.
Персонально я выступал на четырех Вечерах Песни - до тех пор, пока не пришло всенародное признание. Оно пришло в 1990 году, когда я отказался от такой банальности, как гитара, сделав ставку на вокальные данные в их количественном, децибельном аспекте. Вслед за Фросей Бурлаковой из фильма "Приходите завтра" я исполнил со сцены русскую народную песню "Вдоль по Питерской" с завершающим ударом кулаком по роялю, чем завоевал приз зрительских симпатий. Официальное жюри, свято блюдущее традиции бардовского движения, ничего мне не присудило, обвинив в дешевой саморекламе и заигрывании с публикой. Эти грехи, на их взгляд, состояли в том, что я демонстративно отнес микрофон на другой конец сцены. На самом же деле я просто боялся, что он запищит. Завоеванный приз дал мне возможность через пару недель выступить как лауреату на Вечере ССО, где я исполнил Застольную Песнь ("Выпьем мы рюмку водки!.."), эпатировав почтенное жюри еще больше. Восторженная публика рукоплескала и кричала "Хрясь!" Мне никогда не забыть этого триумфа.
Что и говорить, время было веселое.
© 1997 В.Смоленский