Вадим Смоленский

ЧУНГА-МАНГА

Признаюсь сразу: хотел застебать. Хотел обличить примитив и убожество, ремесленничество и потакание дурному вкусу. А также неразвитые запросы тех, кому это нравится.

Не получилось.

Приходится признать: уважения достоин не только коллекционер бабочек или старинных гравюр, но и тот, кто собирает, скажем, шнурки или подтяжки. Лишь бы он делал это с душой и знанием дела. На сайте российского клуба любителей японской анимации есть и то, и другое.

"Если говорить коротко, то Anime - японские мультфильмы, а Manga - японские комиксы. Но на самом деле все не так просто..."

Последние пять лет я живу, с головой утопая в этих самых Anime. Они везде: в телевизоре, в почтовом ящике, на прилавках магазинов, на стенах домов. Длинноногие девы с глазами в две трети лица взирают на меня со стен, плакатов, спин, животов, отражаются в небе и в лужах. Сначала они были заметны и даже слегка раздражали. Теперь стали, как "Слава КПСС". Вроде и видишь, а все равно что не видишь.

Когда они еще были видны, я пытался разгадать феномен их популярности среди местного населения. Я спрашивал, почему у них такие большие глаза. Неужели чтобы лучше меня видеть? Нет, - отвечали мне, - это потому что у нас у самих-то глаза узкие, так пусть хоть у этих будут пошире. Хорошо, говорил я, а почему они все нарисованы как будто одним и тем же художником? Они удивлялись и говорили, что никогда о таких вещах не задумывались. Какая разница, сколько там художников - было бы красиво. А то, что все одинаковые - подумаешь, эка беда!

Непонятного здесь оставалось еще много, но не больше, чем в других сферах японской культуры. Поэтому манги были мною без особого сожаления положены на ту полку, где уже давно пылились американские боевики, технопопс и Евгений Петросян.

Потом были "Письма из Хиппонии", где тогда еще незнакомый мне Дм.Коваленин заклеймил японский народ за растущую приверженность масскультуре. Отвечая ему в открытом письме, я выражал осторожную надежду на то, что еще не все так плохо, что манга и анимэ здесь победили пусть даже и окончательно, то все-таки еще не бесповоротно. Оглянись, - взывал я к нему, - посмотри на родину. Там что - лучше? Ничем не лучше. Ну, разве что только комиксов не читают.

А оказывается - читают.

Тревогу бить пока не будем. Они сами говорят: нас мало таких. По численности, наверное, сравнимо с коллекционерами пуговиц. До критической массы далеко, и поэтому нестрашно. Можно изучать как забавный феномен. В конце концов, и цели поставлены скромные:

"В данный момент главная идея -- продвижение жанра на отечественный рынок, который совершенно об этом ничего не знает."

"...Ни в Штатах, ни в Европе аниме так и не стало доминирующим жанром. Уж очень он специфичен. Но свою нишу они нашли. Нужно найти ее и у нас."

А сам по себе сайт очень неплох: добротный дизайн, качественные тексты, хорошая наполненность содержанием. Показалось только, что клубу не хватает людей, знакомых с японским языком. Многие материалы, например, FAQ по манга и по анимэ, судя по всему, переведены с английского и поэтому не свободны от огрехов. Но огрехи искупаются общим энтузиазмом.

Для себя я нашел много интересного. В частности, вопрос о величине глаз трактуется иначе. Утверждают, что это идет еще от Диснея - мол, у Микки-Мауса тоже были очень большие глаза. Действительно... Конечно, не две трети лица, от силы четверть, но традиция определенно прослеживается.

Вот и думаю теперь: может как-нибудь собраться с силами, да и заставить себя посмотреть хотя бы одну серию какого-нибудь анимэ? Вдруг и в самом деле в этом что-то есть? А то очень не хочется быть снобом.

<<<<< ^ >>>>>

1997 (c) Александр Житинский and Co
1997 (c) Невапресс