БГ в Японии, март 1999 г.

Песни для старого быта
(Киото, 5 марта)





       Всю программу пребывания в Киото нам делали люди, не рассказать о которых мы просто не вправе.
       В городе Осака есть трехкомнатная квартирка, на дверях которой написано: «Prospekt Mira». Так называется фирма, основанная в 1996 году человеком по имени Макото Кимура. Профиль у фирмы несколько экзотический: пропаганда русского рок-н-ролла в Японии. В свое время Кимура долго жил в Москве и по-русски говорит отменно. «Аквариум», правда, особо не слушает, поскольку больше уважает «провокационную музыку» и вообще считает себя панком и авангардистом — но после проведенных в России лет относится к фигуре БГ с пиететом. Кроме Кимуры, в фирме работают еще двое — компьютерщик Хидэёси (страница на Сети — его рук дело) и совершенно очаровательная Тикако, ведающая собственно бизнесом. Бизнес заключается в торговле русскими компактами, которые пока расходятся не то чтобы со свистом — но все же приносят деньги, достаточные для эпизодической организации японских гастролей наших музыкантов. В последний раз это была таллиннская группа «Не ждали», теперь речь идет о концертах «Вежливого отказа». Задумываются над тем, как связаться со «Звуками Му».
       Мы как-нибудь напишем об этих ребятах поподробнее. Они удивительные.


* * *

       Прибываем в Киото, ловим на вокзале такси, упадаем в отель. Точнее, в рёкан — гостиницу в чисто японском стиле. Кимура не подвел, жилье подобрано что надо. Я нахожу его по-хорошему «джинсово-потертым», а Вадька даже усматривает проявления эстетики «ваби». Вокруг все деревянное, за окошком организован водопадик, каждая дверь скрипит, стены тоньше некуда, а кроватей нет и в помине. Под вечер миниатюрные бабульки в кимоно приносят тебе тюфяк и стелят прямо на татами, чтобы утром ломиться в дверь, требуя его обратно. Уютно, вкусно и недорого.
       Расчет оправдался — гости, похоже, довольны. Но валяться на циновках времени нет, через час концерт.


* * *

       В районе Кансай (Киото, Осака, Кобэ) нашего брата пока немного, поэтому и народу набирается от силы полсотни человек. Как окажется потом, многие не пришли, испугавшись давки, а потом жалели. Но благодаря этому концерт протекает в душевной атмосфере питерского квартирника. Борис начинает «Трамваем» и, двигаясь из Калинина в Тверь через комнату, лишенную зеркал, постепенно подводит зал к «Электрическому псу»:
        «...И одни с изумлением смотрят на Запад,
            А другие в экстазе ползут на Восток...»

       На токийском концерте публика остро прореагирует на это место. Здесь же сначала дослушали до конца, а уже потом вознаградили громкими возгласами: «Вот это по-нашему!» После «Пса» начинается, наконец, полнокровное общение с залом.
Записка: «Сейчас в печати часто встречается понятие "Русский Рок", и каждый понимает под этим что-то свое. Как бы Вы охарактеризовали русский рок?»

Ответ: «Я представляю себе русский рок примерно так: пожилые люди с немытыми волосами громко поют о том, как им плохо живется на свете. Причем среди них попадаются особо продвинутые, которые поют о том, как им плохо живется на свете вместе со всеми нами.»

       Серия новых песен. «Девушки танцуют одни», «Скорбец», «Чкалов», «Афанасий Никитин». На словах «нам, русским, за границей иностранцы ни к чему» зал просто взрывается. Борис отмечает, что в России эта строчка не порождает такой бурной реакции. Ничего удивительного.
       «Старик Козлодоев» — вестимо, куда ж без него... Сидящий позади меня пацан лет десяти то и дело прыскает в ладошку. Но не слова тому виной — пацана смешит инструментальная вставка. Та самая — «Тра-та-та-та-та Та Та...» Мать, оглядываясь вокруг, смущенно его одергивает.
       Концерт снимается японским телевидением. Потом они берут у Гребенщикова интервью. Очень хороший знак.



Дальше   (Киото, 6 марта) Начало © Виртуальные Суси