О ЧЕМ МОЛЧАТ ЯЗЫКИ  (II)
         
    (о городе и стихах Алексея Денисова)
     
         


         

                Оговорюсь сразу: попытки описать всю "Лавку Языков" в одной небольшой статье
        чреваты шизофренией. Слишком уж много всего - и очень разного. И ваш покорный чуть с ума не сошел, пытаясь найти что-то показательное, что-то одно, достаточно характерное для выражения духа всего заведения в целом.
                Мне повезло, и  шаловливая муза сама постучала в мою виртуальную дверь: в "Лавке" появилось новое имя.
                Хорошо и просто сказала Юлия Пахоменко, прочитав эти стихи:

                "Да, мир мой стал другим теперь, и - судя по тому, что я опять задумалась, глядя в окно, и вдруг увидев, улыбнулась ни с того ни с сего, а на душе все так и щемит от пронзительной печали, - он изменился к лучшему".

                Я очень рад возможности представить вам этого человека.
                Знакомьтесь: Алексей Денисов.
         

                               Все это -- музыка,
                               когда ее слышишь.
                               Есть еще трамваи
                               для откровений.
                               Смешная горка грязной посуды.
                               Широкое море, туман над морем.
         

                В этом городе очень свое настроение. Ничем его не описать, в воздухе висит, а здесь - в стихах между строк. По духу это мне всегда напоминало какой-то черный протуберанец дикой, но очень холодной страсти встретившихся случайно людей, которые любят друг друга с открытыми глазами и с обреченным исступлением, ведь ВСЕ можно только здесь и сейчас, и твой поезд - в 6:30 утра... Или людей, которые годами могут делить на двоих одиночество, не влезая друг в друга.  Без вопросов, без рифмы, без звука. "Расходимся по одному".

         
                                Вот ты и ╚Родопи╩ купил.
                                А то все ╚Опал╩ покупал.

                                Будет снег -- на снег поглядим.
                                Будет что еще посмотреть-полюбить.

                                Вот уже и тебе хорошо.
                                А то все хотелось чего.

                                За окном подкрался снежок:
                                может, тебе надо чего?

                                Если и убьют -- не тебя.
                                Если будешь жить, то не ты.

                                Снег тебе -- и тот за окном.
                                Голос мой -- и тот не тебе.
         

                Это - город, европейцами на зуб недораспробованный и недопонятый. Город со своей дикой, неофициозной, полублатной-полупофигистской историей, варившейся век напролет "при частоте расстрелов один к двум", - историей, о которой даже сейчас китайцы, ни японцы, ни русские не могут написать чего-либо связного - слишком у всех рыльце в пушку, чтоб понять, кто был все-таки прав; со своими "ой, не финскими" заливами, где островки до сих пор напичканы подземным железом массового уничтожения, с расстрелянными              католическими храмами, где Советы хранили зерно, город с так никогда и не найденной могилой Мандельштама и 40-градусными настойками из элеутерококка, снимающими любой бодун и алкозависимость, с ошметками потомков интеллигенции 60-х, расползшимися по мансардам старого города вместе со своими ундервудами, фотостудями, холстами и грязными блюзами... Нет, Леша Денисов не живет на чердаке Миллионки, он просто надышался              чем-то таким с детства - и отравился,  дай Бог, на всю жизнь.
         

                               Рыли норы... карма, Саша, карма...
                               Саше страшно: Саши больше нет;
                               из колоды выпала, как карта,
                               закатилась, как под шифоньер...

                               мама ела мясо... мыло... раму...
                               страшно снятся сашины шары:
                               сунул было руку в руку крабу --
                               краб за мясо Сашу из норы...

                               мило в море... глиссеры и яхты...
                               море больше: рыбы не рабы...
                               в горьких водах... бухты и барахты...
                               паром ходим... медный рев трубы...

                               красный рот зари... твоя подушка...
                               пахнет волосами... пуп земли...
                               что есть а подумаешь подмышка...
                               моря рев уже в твоей крови...
         

        Это город большого надрыва в повседневности - и, контрастом, - очень нервной манеры шутить. Город взорванных традиций, город нервов наизготовку, город женщин, которые одеваются даже в магазин за картошкой как на последний бой, словно бы говоря - "вот во всем этом меня и похороните"; город, наивный до идиотизма - и сам же себя стебающий, рефлексирующий на отражение в зеркале и комплексующий же от себя такого до матершинных признаний в любви...
         

                               По ночам не спал, смотрел телевизор.
                               Глупости какие, ба бу бы ему,
                               то-то бы был бал, как в кино из жизни.
                               Глупости какие, рассказать кому...

                               Снился сон ему: какие-то люди --
                               да еще и на людях -- украли штаны.
                               Что ему, бесштанному, ╚любит-не любит╩ --
                               в голове ворона с клювом вороным.
         

                Это город тихой ненависти к разжиревшей столице, вечному дождю и китайской  саранче-иммигрантам, харкающей соплями в трамваях, как у себя в Хунчуне;  город без правил дорожного движения для своих 70% автомобилей с самурайским рулем; с этим постоянным надрывом в душе из-за годами отключаемых холодной воды и света, с казино "Asshole" (Ассоль) и рестораном корейских блюд "Сакура";  город Непреходящего Абсурда как необходимого условия для выживания души, и Отстраненности как единственно работающей
        энергии, которой подзаряжаешься, просто шатаясь под мелким дождем ...
         

                          В пору, когда у муравьев отрастают крылышки,
                          в самом начале осени, времени года грустного,
                          как-то всего невесомей печаль, что и трогать не хочется.
                          Так и хожу с ней по улицам, будто бы с птичкой на палочке.

                          Ладно, допустим, сегодня на нашем небе ни облачка,
                          дети играют в футбол на площадке, для игр предназначенной,
                          девочка ходит кругами с огромной собакой лохматою,
                          смотрит собака недобро, молчит, потому что в наморднике.

                          Пусть ее, дальше пойдем, печаль ты моя, как стеклышко.
                          Солнышко смотрит в сторону - это сентябрь, солнышко.
                          Вон, посмотри, умывается дура кошка бездомная.
                          Мы к тебе в гости, да, мы к тебе в гости, кошечка.
         

        "Просто банальность", "красивенькость" здесь уже не приживается: все попытки создать что-либо  либо моментально скатываются либо в кабацкий китч - либо убивают всем зарядом шрапнели в одну точку и наповал; и к живому слову - как ультиматум: или матом - или не трынди... Не буду врать, настоящих немного, но когда есть - то такие, какими вряд ли получились бы где-либо еще. Нетрындящие.
         

                               Сидят двое
                               на берегу моря,
                               думают о речке.
                               Смешные люди.

                               Вода не течет,
                               обиды не в счет.
                               Все для человека
                               со спокойной совестью.

                               Мокрый песок,
                               теплый висок
                               да твердые камешки.
                               Слушай, что скажу.

                               Две собачки на мосту,
                               и у каждой по хвосту.
                               Не печалься, милая,
                               я кораблик сделаю.
         

        Его очень тяжело любить, Владивосток - его неутность, его моряцко-кабацкий бедлам, его спившихся докторов наук, торгующих подержанными автомобилями, его джиоконд, матерящихся как стеведоры, и медсестер, занимающихся каратэ... Его извечное нежелание пойти куда-то в одну сторону и сделать хоть чуть чуть хорошо. И живущих в нем моих бесконечно одиноких друзей... Странно: никогда не хотел бы опять жить там долго - и всегда хочу вернуться еще и еще. К людям, которые там получаются... Макс, прости - я знаю, ты и это сочтешь за елей. Суровый ты наш. Молчаливый, как твоя Лавка Языков. Как и весь твой
        город-вокзал. С его ветром, одиноко шелестящим в ушах, куда бы потом ни уехал.
         

         
         
                           Бросить, как мячик об стену, и не удивляться,
                           если отскочит, как в лоб, или прилипнет, как жизнь.
                           Это бывает во сне, это со мной и случилось:
                           может быть, сам написал, может быть, вычитал где.
     
                             -------------
       

                             Бегал по городу,
                             заглядывал в лица:
                             искал пристроить душу куда.

                             Вот собственно и все:
                             тут -- сухая веточка, теплая лампочка...
                             Хочется и -- нечего, и не было никогда.

         
         


     
        Митя Коваленин -
        для "Русских Кружев",
        март 1998