Когда я зарегистрировался в модных нынче социальных сетях odnoklassniki.ru и vkontakte.ru, на мои тамошние странички стали заглядывать не только потерянные однокашники, но и читатели «Записок гайдзина». Один из них, Игорь Киссель, написал:
Предложение показалось мне интересным - тем более, что я и сам давно задумывался о создании виртуального саундтрека к «Запискам», который состоял бы из трех частей: джаз, опера и Мокроусов. Задача до сих пор осложнялась необходимостью самостоятельно оцифровывать свою фонотеку и выкладывать файлы на Сеть. Теперь она кардинально упростилась, ибо в базе сервера vkontakte.ru и в самом деле присутствуют едва ли не все джазовые композиции, упомянутые в книге. Из явно упомянутых не удалось найти лишь Хокинса (Joshua Fit the Battle of Jericho) и Колтрейна (Russian Lullaby). Надеюсь, что рано или поздно там появятся и они. Если не считать песни Раймонда Паулса «Еще не вечер», которую исполняет Петр Короедов в главе «Экспонат», джаз в «Записках» звучит только в двух главах - первой и последней.
Duke Ellington & Billy Strayhorn, «Satin Doll». Исполнений много, хотя бы и самого Эллингтона - эта вещь была большим хитом и играл он ее постоянно. Интересно еще, что она возникла как инструментальная пьеса, слова для нее появились позднее - поэтому вокальных версий существует меньше.
Billy Strayhorn, «Chelsea Bridge». Люблю версию с альбома «Gerry Mulligan meets Ben Webster», который она открывает. Дуэт двух саксофонов - баритона и тенора. Образное описание начала концерта навеяно именно этим исполнением.
По порядку: Vernon Duke, «April in Paris». Баллада. Версий множество, отметились буквально все великие. Самым знаменитым считается исполнение Каунта Бэйси (Count Basie) в 1955 году. Dizzy Gillespie, «Night in Tunisia». Отчего-то мне не очень по душе исполнение самого Гиллеспи (я вообще не сумел проникнуться любовью к его игре, хотя старался), но песня исключительно хороша. Здорово ее сделали Jazz Messengers с Артом Блэйки (альбом, кажется, так и назывался, «Night in Tunisia»). А спела лучше всех Элла Фитцджеральд (альбом «Clap Hands, Here Comes Charlie!»). Antonio Carlos Jobim, «The Girl from Ipanema» («Garota de Ipanema»). Наиболее известно исполнение Аструд Жилберту (Astrud Gilberto) на альбоме «Getz/Gilberto», ознаменовавшем венчание боссановы с джазом. В рассказе Харуки Мураками «Девушка из Ипанемы» речь идет именно об этом исполнении. Существует, впрочем, множество других. Bob Merrill, «Mambo Italiano». Эту песню, собственно, и к джазу-то отнести трудно, в книгу она попала исключительно благодаря названию - в репертуар секстета нужно было напихать побольше космополитизма. Но Розмари Клуни (Rosemary Clooney) спела ее в свое время очень недурно. Вовсе не исключено, что кто-нибудь делал и джазовые каверы. Irving Berlin, «Russian Lullaby». С вокальной версией отсылаю, опять же, к Элле (альбом «Irving Berlin Songbook»). А инструментальная упомянута в книге открытым текстом: John Coltrane, альбом «My Favorite Things». Слова целиком звучат так:
Загадку появления этой песни в Америке проясняет тот факт, что американский композитор Ирвинг Берлин (Израиль Исидор Балин) родился в 1888 году в Могилеве. Примечательно также, что именно он является автором гимна «God Bless America».
George Shearing, «Lullaby of Birdland». «Старый слепой пианист» - это именно Ширинг, слепой от рождения. Сейчас ему за девяносто, он вовсю еще играет, в 2007 году получил рыцарство. Один из очень немногих британцев, вошедших в джазовую элиту. Сама же песня известная, ее узнает всякий. Исполнительские интерпретации обычно отличаются несильно, любая подойдет.
Hoagy Carmichael, «Stardust». Баллада. Имеется в виду исполнение Бена Вебстера (Ben Webster), который записывал эту вещь несколько раз. Исполнялась она и многими вокалистами. Мне особенно нравится, как ее спел Нэт Кинг Коул (Nat King Cole). Начало первого куплета переведено в книге на русский, а оригинал такой:
Признаюсь: когда книга была уже выпущена, я узнал, что петь в этой песне «purple dust» («лиловая пыль») - неправильно. Правильные слова - «purple dusk» («лиловые сумерки»). На слух это различить трудно, да и название сбивает. Впрочем, Гугл показывает, что ошибся далеко не только я.
«Joshua Fit the Battle of Jericho». Известная негритянская песня (госпел) о взятии Иерихона Иисусом Навином:
Эту замечательную песню исполнял, в частности, Элвис Пресли. Но среди джазменов она почему-то не особо популярна. Интерпретация Коулмена Хокинса - одна из очень немногих. Я знаком лишь с ее концертным исполнением; назвать альбом затрудняюсь.
Fats Waller, «Honeysuckle Rose». Популярный джазовый стандарт, написанный в 1928 году. Число версий, как вокальных, так и инструментальных, необозримо. Слушайте любую.
Antonio Carlos Jobim, «Wave» («Vou Te Contar») из одноименного альбома 1967 года. Мой любимый джазовый вокалист Мэл Торме замечательно спел эту песню на концерте в Токио в 1990 году («Mel Torme live at the Fujitsu-Concord Festival 1990»)
Joseph Kosma, «Autumn Leaves». Моя абсолютно любимейшая песня. Версий великое множество, от оригинальной «Les feuilles mortes» в исполнении Ива Монтана до разных авангардных вариантов, где тему и не вдруг распознаешь. Более всего мне нравится, как ее сыграл Кэннонбол Эддерли (Cannonball Adderley) в альбоме «Somethin' else», с участием Майлза Дэвиса. А спели лучше всех, на мой вкус, Нэт Кинг Коул (медленно и романтично) и все тот же Мэл Торме на все том же токийском концерте (динамично, с выдумкой и куражом). ...Играй, играй, Диззи Гиллеспи, Возможно продолжение (опера и Мокроусов). |