"Граммофон" с 7-й попытки
или
Китаро стартует в "новый век"




      Обосновавшийся лет десять назад в штате Колорадо Масанори Такахаси может хоть до конца своей жизни прожить в Америке, но так и останется японцем. Известным в мире как просто Китаро. Доказательством признания могут служить десятка четыре дисков и семь номинаций на премию "Грэмми". Седьмой отмер увенчался успешным отрезом - в среду в Лос-Анджелесе японский композитор и музыкант получил-таки заветный граммофончик за выпущенный в 1999 году альбом "Думая о тебе". Может, просто было нужно дождаться наступления нового века. Ведь номинировался он в категории "нью эйдж". "Я взял хороший старт в ХХI веке", - порадовался за себя лауреат.




      Китаро - "многостаночник". И хотя на концертах играет преимущественно на клавишных, которыми обставлен в центре сцены чуть ли не со всех сторон, он владеет игрой и на массе других инструментов, включая гитару, ударные и флейту. Сам Китаро уверяет, что это из-за стечения обстоятельств. Еще в школе он был лидером группы - сначала гитаристом, а позднее клавишником. Перед одним из концертов неожиданно получил травму барабанщик, и Китаро пришлось быстро переквалифицироваться. Несколько позднее история повторилась, но уже с басистом. Так и стал мастером на все руки.




      Своим кумиром Китаро называет гуру фанов электронной музыки Клауса Шульца, а одним из главных источников вдохновения - Мать природу. Именно последним обстоятельством он объясняет то, что вот уже 20 лет из своих 48 предпочитает жить в горах. Японские стали казаться ему недостаточно высокими, и Китаро приобрел участок площадью 150 акров в Скалистых горах, куда по незнанию границ частной собственности заходят горные львы и медведи. "Я знаю, как жить среди них, - говорит музыкант. - Для создания своих композиций мне необходимо быть посреди природы, чтобы я мог почувствовать и поймать ее движение".




      Действительно, с помощью аналоговых синтезаторов, которые Китаро предпочитает цифровым, он органично инкорпорирует в свою музыку то шум прибоя, то завывание ветра. Его арт-роковые композиции отличаются мелодичностью, за что их любят, в частности, некоторые российские фигуристки, хотя кому-то могут показаться сладковатыми. Приторность, впрочем, исчезает, когда Китаро возвращается к корням в композициях, содержащих элементы японской музыкальной традиции. Надо видеть, как, оторвавшись от синтезаторов, он самозабвенно лупит по громадным барабанам тайко, исполняя музыку, навеянную историческими хрониками начала VIII века "Кодзики". "Золотого глобуса" была удостоена в 1993 году его музыка к фильму "Небо и земля" о кровавых разборках японских феодалов в ХVI веке.




      Сценический образ музыканта с волосами до пояса и чахлой бородкой отшельника, который, закатив глаза, играет на синтезаторе одной правой в то время, как левая выводит шаманские пассы, наводит на мысль о том, что Китаро - человек не от мира сего. Однако при всей своей отрешенности он, похоже, усвоил одно из правил шоу-бизнеса, которое гласит, что ориентированной на коммерческий успех знаменитости подобает время от времени делать что-либо экстравагантное. Китаро не швыряет телевизоры из окон отеля, начало чему положили в свое время, кажется, "Лед Зеппелин". Но в оригинальности ему не откажешь.




      "Китаро - очень смелый человек, - говорил мне как-то знакомый японский журналист. - Он женился на дочери известного гангстера якудза. Но позднее он проявил еще большую смелость, когда с ней развелся". Около десяти лет назад Китаро дал концерт, на котором аудитория состояла исключительно из беременных женщин. Спустя пару лет он повторил этот опыт, сократив, впрочем, на концерте в Токио до тысячи число будущих матерей, которые получили бесплатные билеты для самих себя и такого же числа сопровождающих. По словам самого Китаро, им двигало стремление к тому, чтобы дети в эмбриональном состоянии слушали из материнского чрева его музыку и загодя приобщались к прекрасному.




      Долгое время Китаро, как и его соотечественник Рюити Сакамото, получивший в 1989 году "Грэмми" за музыку к фильму Бернардо Бертолуччи "Последний император", предпочитал играть вместе с западными исполнителями. К числу наиболее интересных его проектов следует отнести совместные работы с Йаном Андерсоном, вокалистом легендарной группы "Йес". Однако в ходе недавней серии концертов, которые Китаро после шестилетнего перерыва дал в Японии, в том числе в своей родной префектуре Аити, вместе с ним выступали исключительно японцы, включая танцора "буто" и мастера игры на малом национальном барабане из театра "Но".





Корр.  ИТАР-ТАСС  Владимир  Солнцев
ТОКИО, 23 февраля 2001

Официальная страница Китаро "Виртуальные Суси"