А все оттого, что мы боимся
старой Марглы. Все оглядываемся на нее, сидящую в сторонке - вроде бы даже
спящую. Детей пугаем - придет, мол, старуха без лица, и... Я никогда не
слышал, чтобы кто-то сказал толком, что "и". Но все боятся. Ее свистящего
дыхания и рук со скрюченными пальцами. Никто из-за этого не решает оставаться
один.
Однажды отец, уезжая надолго,
сказал мне:
- Не уходи ни к кому. Когда
придет вечер, попробуй не зажигать лампу - придумай, к примеру, что кончился
керосин. Вскоре под самым окном ты услышишь скрипящий кашель и тяжелые
вздохи... Все, что тебе тогда будет нужно - на чердаке, в самом дальнем
углу.
Потом он уехал, мой отец.
И Маргла пришла тогда под
мое окно, и пятки мои просто корни пустили от страха в застонавшие половицы,
когда я услышал все это - впервые в жизни так близко. Помню, я даже схватился
за отцовский нож для разрезанья бумаги и стоял так еще долго-долго.
"Откуда она только взялась
у нас - Маргла? - думал я, цепенея от ужаса. - Ее помнят самые старые люди
в нашем маленьком городе, только никто никогда не говорил с ней, потому
что у нее нет лица. Говорят, она может забрать с собой... Куда?!"
Я в жизни не уходил никуда из нашей долины. Давно, еще в самом детстве, я помню, у нас кончились зимой дрова, и отец собрался и ушел в горы. Потом он вернулся с дровами, весь обмороженный, и я до сих пор боюсь вспоминать его - бредившего в постели, страшного, с горящими глазами... Он все пытался что-то спеть и заходился кашлем, и руки его тогда словно хватались за воображаемый смычок и рассекали воздух какими-то судорожными взмахами. Он еще все время опрокидывал свечу у подушки. А когда выздоровел, то уже никогда ничего не рассказывал про это, только все чаще уходил из дома надолго - и каждый раз неловко как-то прощался со мной, пряча глаза. А я боялся без него, боялся старухи, то и дело являвшейся словно из воздуха где-нибудь вдалеке - все время в разных местах, но неизменно скрюченной, вроде как спящей...
И вот теперь она настигла меня
, старая Маргла, и я стоял и слушал ее скрипящие вздохи, и казалось, что
больше в мире нет никого - только я и она. В какой-то миг мне почудилось
вдруг, будто в скрежете дряхлых легких я слышу чей-то странно знакомый
голос, очень юный и очень печальный. Не помню теперь, пел ли он, плакал
- но только звучал тот голос как будто очень издалека - оттуда, куда я
никогда не уходил из родной долины, в которой прожил всю свою - и еще немножко
чью-то жизнь.
В дальнем углу чердака я нашел
их - старые отцовские башмаки. Лопнувшая скрипка и встрепанный смычок лежали
рядом, в том же ящике, обернутые в мамин пуховый платок - последнее о ней
воспоминание.
А я ведь и не играл никогда.
Он мне как-то давно показывал, да я бросил быстро. Тогда еще в город приезжали
бродячие актеры - мы только и жили у них там, в балаганчике, ни о чем другом
и не думали.
И когда у меня вдруг получилась песня для Марглы,
я поразился - ну совсем не умел же. А она и запела за мной - жалобно так
и чисто, в темноте и не видать - старуха там или еще кто... Я понял тогда,
что уйду из долины, когда-нибудь очень скоро - и уже утром смазал отцовы
ботинки прогорклым подсолнечным маслом. Только Маргла уже больше не приходила.
Каждую ночь я играл ей песни,
надеясь, что она вернется; теперь играю, уже ни на что не надеясь - просто
так.
Я теперь не подхожу близко
к людям: они сказали мне, что пальцы мои стали скрюченными, а в лицо очень
страшно смотреть. Все бы ничего - но вчера, уже в сумерках, их девочка
испугалась меня так, что даже опрокинула ведерко с водой, перебегая мне
дорогу.
Завтра ночью приду к ней под
окно, надо будет сыграть ей песню старой Марглы...
Может быть, хоть она уйдет
со мной из долины?