"Популярная культурология"
(из нашей гостевой; посты 394-405)
394. Имя: Лисса ,Комментарии: Друзья, смотрите, что написали в одной из рассылок по психологии (!).
Как известно, японские женщины живут в обществе, где "властвует и правит мужчина". Доминирующая роль мужчины в этой стране сложилась исторически давно и, как у всех стран Востока, преобладающая роль мужчины выражена везде: и в деловой среде, и в области искусства, и в области политики. Но красота и неповторимость японской женщины, ее стремление к согласию, ее великое терпение, чувство гармонии и равновесия во всем, готовность к самопожертвованию славились с далеких времен и несли славу о японской женщине по всему миру. Жена работающего делового японца мирится с тем, что встречается со своим мужем не больше пары дней в неделю. Все остальное время он проводит в различных ресторанах, барах, кафе. Нередко выпивший муж приходит домой лишь под утро, иногда с провожающими его другими женщинами из злачных заведений. И жена проводит всех в дом, радушно примет гостей, расплатится за мужа и не проявит ни малейшего недовольства или обиды. Женская ревность для японцев - одно из постыдных и аморальных качеств. Тем более, в Японии не считается грехом наличие у мужчины любовниц, и практически каждый из представителей сильного пола не упускает в своей жизни такой возможности и сложившегося традициями права.
Со стороны может показаться, что японская женщина находится под гнетом патриархата и давления со стороны мужчины. Однако, это далеко не так. Именно японка имеет больше прав, чем женщина других стран Азии и Востока. Японской женщине доверяется воспитание детей и решение их судьбы, ей полностью отдается право распоряжаться заработком мужем и решать, какие расходы и в каком объеме необходимо потратить, японские женщины работают, и некоторые из них материально твердо стоят на ногах. Японки умеют скрывать свои чувства, дипломатично строить отношения с мужем, добиваясь от него гораздо большего, чем это делают европейские женщины. Но, даже имея много прав, под влиянием цивилизации становясь все более независимой, образованной и уверенной в себе, японская женщина до сих пор провожает мужа до двери, с почтением и покорностью опуская голову вниз, кланяется мужу вслед.
Скажите, пожалуйста, что здесь правда, а что вода и выдумка?
- Friday, November 01, 2002 at 13:41:56 (MSK)
395. Имя: Владивара , E-Mail: vladi@umail.ru, Город: Москва ,
Комментарии: В принципе, полученная Вами рассылка довольно точно, на мой взгляд, отражает оценку роли и места женщины в японском обществе, которая превалировала в написанных иностранцами книгах о Японии. Да и сами японцы против таких оценок не только не возражали, но и в целом соглашались с ними. Косвенным подтверждением тому являлись сериалы из современной жизни, в которых мужья, действительно, поздно возвращались домой в сопровождении женщин, с которыми проводили вечер (ночь), а жены покорно обслуживали мужей и их подружек. Соглашусь также с терпимостью японских жен к изменам мужей. Ну а свидетелем поклонов жен вслед уходящим на работу мужьям я был постоянно (на работу уходили одновременно, только мне не кланялись).
Вместе с тем, читая в Вашей рассылке о доминирующей роли мужчин, никогда не соглашусь с проводимыми там параллелями с остальными странами Востока (имею некоторое отношение к нашему Кавказу и бывшей нашей Средней Азии). Уступая во многом мужу, японская женщина не была беспомощна и бесправна. Ей принадлежало право решающего голоса по многим вопросам семейной жизни. Да финансами в японских семьях распоряжались, как правило, жены. Подтверждением "дипломатичности", и прочих положительных качеств японских жен может служить и популярная среди живших в Японии американцев поговорка о том, что самым счастливым мужчиной является тот, кто живет в американском доме с женой-японкой (ну а самым несчастливым мужчиной у них, естественно, считался тот, кто живет в японском доме с женой-американкой).
Умышленно написал все в прошедшем времени, поскольку достаточно давно не был в Японии, возможно, многое там изменилось. Да и сам в конце 80-х - начале 90-х (период расцвета "экономики мыльных пузырей") видел тенденции к изменениям в статусе женщин. Например, по вечерам в ресторанах стали появляться чисто женские компании (раньше это было немыслимо: женщины приходили в основном в компании коллег-мужчин, и им отводилась роль разливать напитки, раскладывать по тарелкам "набэ рёри" и т.д.). Кстати, эта тенденция сразу же нашла отражение и в телесериалах.
Кроме того, я не стал приводить в качестве доводов в подтверждение тезисов рассылки наблюдения за семьями, в которые был вхож (определенный жизненный опыт подсказывает, что не всегда стоит абсолютизировать личные наблюдения, тем более в Японии, где возможности контактов иностранцев с местными жителями все же ограничены. Да и в России, согласитесь, принимающая гостя семья ведет себя несколько иначе, чем в повседневной жизни).
P.S. С интересом выслушал бы мнение "инсайдеров" (тех, кто живет в Японии сейчас и еще не успел узнать об этой стране все ).
- Friday, November 01, 2002 at 18:17:11 (MSK)
396. Имя: Саша , Город: Токио ,
Комментарии: Мнение инсайдера. Чем дольше тут живу, тем больше уважаю японских женщин. Ей на работу к 10, а вот проснется в 5, чтобы приготовить бэнто мужу и дитяти в школу. Спать ложится, естественно, последней. Заведует всеми домашними вопросами. Это очень глубокие качества. Молодые носят кружевные чепчики на ягодицах, но подрастают и становятся такими же. Мужчины на их фоне смотрятся тяжело.
- Friday, November 01, 2002 at 19:25:29 (MSK)
397. Имя: Kakatumba , E-Mail: kakatumba@yahoo.com, Город: Сякудзи ,
Комментарии: Всем добрый день или вечер, или что там у вас сейчас. С интересом прочитал последние комментарии о характере японок. Уже 6 лет женат на японке, и собственно, здесь живу. Вынужден с вами не согласиться по ряду вопросов. Может, мне такая жена попалась - но ваше, Ямадзакура, описание японки было бы актуально лет 10-15-20 назад. Сейчас ситуация немного другая, в нашей семье и в семьях всех наших знакомых ситуация примерно следующая. Жена занимается детьми до 3-4 лет, т.е до начала садика или чего либо еще. Воспитанием занимаются оба родителя, в меру возможностей и свободного времени. Я занимаюсь с дочкой вечерами после работы и на выходных, например. Жена моя не работает, но бюджетом мы распоряжаемся вместе. Еженедельно мне предоставляется отчет и план, вместе мы его рассматриваем. Жене, конечно виднее, что нужнее всего в доме, продукты например, мелочи всякие, тут ей воля. Но на какие-то большие покупки или мероприятия финансы мы планируем вместе.
Не надо делать из японок какую-то загадку. Поверьте мне, любая японская женщина не меньше русская, чем любая русская женщина - японка. Скрывать свои чувства, семенить и кланяться, вставать в 5 утра и готовить завтрак будет любая женщина, любой национальности, если будет соответствующее воспитание. Японок же заставляет так поступать их окружение, тем более в браке японки с японцем. Моя жинка не скрывает своих чувств, если я вдруг внезапно приду домой нарытый в дрова, она меня может и попинать слегка, и лекцию прочитать, без всякой дипломатии. (Если я ей, конечно, позволю :-).
- Wednesday, November 06, 2002 at 05:19:07 (MSK)
398. Имя: xenochka , E-Mail: xenoxana@yandex.ru, Город: Niigata ,
Комментарии: Вот-вот, дорогой Какатумба! Флаг вам в руки! Японки просто на глазах меняются, и не то, чтобы становились лучше или хуже, а просто - другие... (хотя куда мне сравнивать - тем более с 10-15-летней давностью)
А в России вместе пожить не пришлось?
- Wednesday, November 06, 2002 at 07:11:04 (MSK)
399. Имя: Какатумба , Город: Сякудзи (Щя..?) ,
Комментарии: Хenochka, ну так ведь должен быть прогресс, правильно? Вот они и меняются. Хотя я лично этого и не замечаю как-то. Наверное потому что не обращаю внимания. Зачем? Для меня нет никакой разницы между японками 20 лет назад и сейчас. Говорят ведь часто: вот, японец бы так не сделал бы, не поступил бы, вот раньше японец бы... и т. д. Причем сами же японцы так и говорят. А по сути дела - как оно было, так все и осталось. Всегда будет тенденция судить о нации или народе лишь по той информации, которую мы получаем в точках нашего соприкосновения с этим народом, будь то непосредственно сами представители, литература или какие-то культурные традиции. А у всех эти точки и их количество совершенно разные, как и люди, представители. Вот пример: моя жена и ее родители, ну и всякие родственники, само собой. Мой первый разговор с будущим тестем:
- Русский?
- Русский.
- На дочери моей жениться хочешь?
- Да, хочу.
- А любишь?
- Да.
- Да?... Тогда счастья вам и наше согласие. Но запомни, обидишь если мою дочь, или что еще, я тебя лично зарежу, найду где угодно. Понял?
- Понял.
- Ну, пошли выпьем по чашечке, у меня для такого случая еще с войны бутыль запасена.
Вот так вот. Вся родня в таком же духе. Как я к ним - так и они ко мне - и наоборот. И дружно все живем. Порой мне кажется, что они никакие не японцы, а просто притворяются по привычке.
Друзья меня спрашивают, "Ну как они, японцы? Они же такие ведь...". Да никакие они. Как все. Но это же только мое мнение, а у кого-то совершенно другое представление...
В России вместе не жили, она там не приживется, зачахнет. Но мой друг тоже женат на японке, сначала жили в Японии, а потом в Россию переехали, ничего, довольные. Моя жена его жене иногда мисо и нори посылает, всякие приправки разные. Хороша ложка к обеду, а японка в Японии. Но это опять же мое мнение.
- Wednesday, November 06, 2002 at 09:47:37 (MSK)
394. Имя: ВК , E-Mail: vadim@kanevsky.ru, Город: Niigata ,
Комментарии: Какатумба, Вы хороший. Я не женат на японке, но поддерживаю всё, что Вы написали. Пишите, если что.
- Wednesday, November 06, 2002 at 14:11:57 (MSK)
395. Имя: xenochka ,Комментарии: Какатумба! Так держать! Чудный у вас разговор с батянькой вышел ;) Еще бы послушать в оригинале :-) И повезло же семьей (тьфу по 3).
- Wednesday, November 06, 2002 at 15:35:29 (MSK)
396. Имя: Какатумба , E-Mail: kakatumba@yahoo.com, Город: Сякудзи ,
Комментарии: Ух ты, всем большое спасибо за отзывы! Не ожидал совсем ;)
С семьей мне действительно очень повезло, насколько я понимаю. В оригинале действительно, звучало серьёзно, Ибараки-бен с помесью диалекта северного Хоккайдо. Я его на первых порах почти не понимал. "Корря амма цукеннэ, чигеммон токкенбе" - это вроде как "Коре амари цукаванай, чигау моно о тотте ките". В тот же день, как мы полбутыли с тестем уговорили, он меня хвать за руку, и так заговорщически: "Пойдем, покажу кое-что, пока матери нет", и на чердак меня тянет. А у него там под всякими тряпками настоящий меч - катана спрятан. В доме иметь боевое оружие сейчас ведь легально нельзя. Мечу 400 с лишним лет, я обалдел. Говорит: "Дай волосок один, а то я и так лысый, последние дергать не хочется совсем". Я ведернул из челки, он его перпендикулярно к мечу приставил, и - чирк! - пополам. "Видал? - говорит, - я его последний раз лет 8 назад натачивал. Только никому не говори, а то отберут". А я ему: "А ты меня тогда зарежешь, точно?". "Какой догадливый, а!" - а сам гогочет, довольный как ребенок. Дед еще тот.
- Thursday, November 07, 2002 at 06:56:45 (MSK)
397. Имя: Ямадзакура ,Комментарии: Какатумба, а тесть-то у тебя действительно боевой, из самурайского роду. А то я сначала удивился на твой рассказ про обещание зарезать, если что. Ибо нетипично это для современных (пусть даже преклонного возраста) миролюбивых японцев. Посему мой разговор на ту же тему был недолог и невыразителен. Он просто спросил: "Ну когда жениться-то собираетесь?" Я ответил, и всё. Впрочем, им всё понятно было заранее, до знакомства со мной.
- Friday, November 08, 2002 at 08:24:12 (MSK)
398. Имя: Ямадзакура ,Комментарии: Предлагаю тему для обсуждения.
Как различать среди современных японцев потомков самураев, крестьян, купцов и др. сословий? а ведь есть ещё и особые малые "касты" типа буракуминов. Бывают и родственники императора ну итд. Многие японцы сами охотно говорят о предках, но многие отвечают весьма уклончиво.
Может, по фамилиям? Да, есть очевидные случаи, вот была у меня напр. знакомая по фамилии Тайра. Или вот все с иероглифом "то:"/"фудзи" (Сайто:, Сато:, Като:, Муто: - всё люди какой-то особой породы) - потомки вассалов Фудзивары. Однако у этого способа есть слабое место: крестьяне целыми деревнями брали фамилию ближайшего самурая.
Иногда видно по лицу, по "породе" такскзть.
Какие ещё соображения?
- Friday, November 08, 2002 at 08:35:05 (MSK)
399. Имя: кс ,Комментарии: Яма-сан, кстати о птичках - не в курсе ли, в каждой семье есть фамильный герб? Может отсюда и копать надо?
- Friday, November 08, 2002 at 11:02:50 (MSK)
400. Имя: Yamazakura ,Комментарии: Кс-сан, мысль дельная. но и тут не 100%-ное попадание. Одни сохранили мечи предков, как тесть Какатумбы. Причём иногда это не наточенный клинок в идеальном состоянии, а жалкие ржавые остатки, которые в доме держать уж и не запрещается. Точно так же у некоторых осталась и память о гербах, иногда вполне материальная - в виде изображений на старых постройках. Но многие опять же отвечают уклончиво. Вроде был... Вроде похож на вот это (показывая на брелок с типичным гербом в сувенирной лавке)... Опять же, боюсь что крестьяне, записавшиеся под фамилией своего самурая, могли себе на амбар и его герб нарисовать. Лично я видел старинные гербы именно на амбарах в захолустной горной деревне. Ибо строение это глиняное (белое) и может стоять более 100 лет.
- Friday, November 08, 2002 at 13:35:11 (MSK)
401. Имя: Какатумба ,Комментарии: Ямадзакура, да не, тесть у меня в принципе мирный, просто справедливость любит очень. В семье он один и хранит традиции, про меч никто не знает , как мне кажется. Я видел старинные фотографии их предков, там его прадед, такой бравый вояка императорской армии, но фамилия у него самая обычная. У матери тоже интересные корни, девичья фамилия ее матери была Дзито:сё:, а у прабабки - Камуно, никогда не слышал раньше. Надо будет про герб у тестя спросить.
- Saturday, November 09, 2002 at 07:21:00 (MSK)
402. Имя: ВК ,Комментарии: Насчет меча удивился. У меня один знакомый этих мечей, по его словам, несколько десятков штук с Филиппин в Японию навёз (от оккупантов остались). И типа они у него дома лежат совершенно легально. Вряд ли врёт... Но при случае попрошу показать, конечно. Самому интересно стало.
- Saturday, November 09, 2002 at 18:06:58 (MSK)
403. Имя: ВК ,Комментарии: Сейчас попытал знакомого опера из Ниигаты насчёт мечей. Он - довольно большой чин в полиции г. Сибата. Говорит, мечи иметь можно, но требуется разрешение. Разрешение получить нетрудно, но может занять время. Причем, разрешение дается не человеку, а на конкретный меч, и там удостоверяется, что это предмет культуры, а не что попало. После этого меч можно запросто продавать-покупать-дарить, лишь бы это первичное разрешение присутствовало.
Какатумба, может подсказать дедушке это дело зарегистрировать? Хотя, конечно, флёр таинственности оно тогда потеряет...
- Monday, November 11, 2002 at 10:38:06 (MSK)
404. Имя: Какатумба ,Комментарии: Ну, если только так...
А кто его знает, что это за меч и кому он принадлежал. Я его спрашивал: чей? - он, говорит что ему передал его отец и что это талисман, охраняющий семью. И все, больше ничего не говорит - хотя знает, и это видно. Вдруг при регистрации всплывет чего, с архивами-то в Японии дело неплохо обстоит... В том то вся и прелесть, что об этом мече не знает государство и он свободен. Это же оружие, а не охотничий нож, которым тушки разделывать. Я считаю, что должны быть вещи про которые в бумажках ничего не написано.
- Monday, November 11, 2002 at 11:23:41 (MSK)
405. Имя: ВК , E-Mail: vadim@kanevsky.ru,Комментарии: И правильно! Чё я и говорил про флёр, а не просто так. Вполне поддерживаю дедушку. В основном потому, что он не режет этим предметом кого попало, хоть и хранит его без регистрации. И еще потому, что он таки им же Вас зарэжет, если Вы не так обойдётесь с его дочей, Вашей супругою. Потому что убивать неправильного зятя культурным, зарегистрированным предметом - это моветон. Его надо убивать фамильным оружием!
- Monday, November 11, 2002 at 14:42:16 (MSK)