ГОСТЕВАЯ   |   КУЛЬТУРОЛОГИЯ   |   ВЕСЬ АРХИВ   |   ПИСЬМА   ИЗ   ХИППОНИИ   |   ПРИХОЖАЯ   |   МЕНЮ

"Популярная культурология"
(из нашей гостевой; посты 97-113)




97. Имя: Вечный студент , E-Mail: pronskymail@yahoo.com,

Комментарии: Здравствуйте, все кого не знаю (никого). Вот сейчас замаялся трудами и решил кинуть запись в сусеки. Сижу и перевожу для одного японского светильника науки интервью с представителями народов ханты (на какой понятно, но, к счастью, не с хантыйского). После всех трудов возник вопрос - а зачем вообще нашим японским друзьям такой искренний (наверно) интерес к нашей-то глубинке, в которой и мы особенно не разберемся. Наверно есть в них желание пытаться познавать что-то дикое, яма-но моно (сумимасэн, никакого отношения к яма-куну), а потом сказать - да, как же это все непонятно и красиво и построить тут же самый лучший в мире комбинат по производству космического пластика или подобной технологичной хреновины. Это все давно известно, вопрос не в том. Неужели правда японцы настолько кокусаизировались, что могут взглянуть и за пределы страны обетованной? Но столь начуный искренний японский интерес (который можно прочитать здесь только в глазах человека, который хочет что-то изучить) к нашим просторам меня заинтересовал. Сама светильница - профессор геологии. Такие вот связи, видные невооруженным глазом. Ассистируйте на моем сэппуку, если я что-нибудь понимаю.
Такая вот штука. А может им сейчас уже просто совсем делать нечего (мысли вслух...)

:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

О-о-о, какой хороший вопрос!

По-моему, здесь мнений может быть сколько угодно, смотря кто от японцев каких впечатлений набрался┘ С одной стороны, я всегда восхищался умению японцев вглядываться в ПРИРОДУ вещей, их окружающих. Умению не отрываться от корней - в любом деле. На всю жизнь запомнился один профессор-историк ун-та Ниигаты, весь научный до мозга костей, палеонтолог мирового уровня, в облаках своих мудреных витал, казалось бы. Раз в месяц он читал лекции в городском доме культуры - для простых горожан, продавщиц, клерков и водителей троллейбусов. На тему "История инструмента в жизни человека". Я ходил - обалдеть как интересно. И потом еще в других японцах не раз замечал этот "культ инструмента". Или, допустим, культ темы, которую разрабатываешь. То есть, действительно, я считаю, есть у них какой-то более пытливый, чем у нас, взгляд на все, с чем они работают - какой-то взгляд в природу, извините за повтор.

С другой стороны - им действительно "нечего делать" в гораздо большей степени, чем нам. На те деньги, которые дают под разработку любого проекта в японских ун-тах, можно всю жизнь изучать сетчатку глаза комара или морфему "хрясь!" безо всякой практической отдачи - и заодно построить себе на этом имя, карьеру и жизнь.

Так что, мне кажется, Вы сами своим же правильно поставленным вопросом себе и отвечаете:)

Митя

- Thursday, February 22, 2001 at 09:27:39 (MSK)



98. Имя: zurugitsune-Вечному Студенту , E-Mail: zurugitsune@mail.ru,

Комментарии: Не могу удержаться от привета "как художник художнику":) - сама недавно сдала подобный труд об удэгейцах (а еще раньше были ительмены и коряки:)))
Мне представляется, что этом интересе к народам нашим меньшим нет ничего особенного, ну разве что идея "удивительное рядом", помноженная на усталость от японской гипертехногенности?:) Если Вы живете в Японии, сами, наверное, замечали, как они любят всяческие программы про жизнь в джунглях - копья там, боевые раскраски, роскошные женщины с бюстом до колен... а если в такое племя еще и заслать на недельку модного таренто и все это снять пятью камерами - ваще красота, рейтинги головокружительные:) а наша родина им интересна еще и потому, что в одних государственных границах существуют как москоу с ее дидзитарука и айтика, так и ханты с мансями и удэгейцами впридачу:) вот вам и "Россия - страна контрастов"!:)

- Thursday, February 22, 2001 at 10:25:44 (MSK)



99. Имя: Ямадзакура , Город: Дикогорово ,

Комментарии:
>>познавать что-то дикое, яма-но моно
>>(сумимасэн, никакого отношения
>>к яма-куну),

Эээ нет, паазвольте, коллега!
Отношение самое прямое. Я давно обращал внимание на то, что не следует пренебрегать значением "дикий", которое присутствует в термине "яма(но)" наряду с тупо-словарным "горный". Спасибо Вам за ещё одно подтверждение :-) Кстати, с точки зрения культурологии мы имеем дело с ярким примером того, как географические особенности местности влияют на мировоззрение и язык ея обитателей. Так случилось, что в Японии всему дикому (как животным и растениям, так и деревенским жителям) просто физически больше негде обитать, иначе как в горах. Вот и слились два понятия.

- Thursday, February 22, 2001 at 13:57:26 (MSK)



100. Имя: Ямадзакура ,

Комментарии:
>>этом интересе к народам нашим меньшим
>>нет ничего особенного, ну разве что
>>идея "удивительное рядом",
>>помноженная на усталость от японской
>>гипертехногенности?:)

Таки есть и ещё кое-что окромя праздного интересу. Например, поиск собственных корней - нац. идея, способная увлечь широкую аудиторию, согласитесь. Существует и интерес к природным богатствам, нефтегазу, что под ногами у этих ханты-мансей, но это интересы промышленников, которые нет смысла широко пропагандировать по ТВ.

>>а если в такое племя еще и заслать на
>>недельку модного таренто и все это
>>снять пятью камерами

Как же, видал такое. 2 парня-музыканта в Африке, в гостях у горного (пардон, дикого, саванного) племени. Там один таленто сумо местным демонстрировал, завалил кого-то. А за всем этим шоу местные девчёнки наблюдали. И вот одна малышка протягивает герою-самураю что-то вроде браслета. Так, невинный сувенир. Он берёт. А чего не взять-то, типа "мир-дружба-жевачка". А оказалось, она ему предложение делала согласно местным обычаям, и если взял - значит надо жениться. Потом он долго и интересно выкручивался.

- Thursday, February 22, 2001 at 13:58:16 (MSK)



101. Имя: Инна , Город: Харима ,

Комментарии: Насчет японского "умения глядеть в корень". Иногда кажется, что это компенсация страха "глядеть вдаль". Страха предложить, выдумать что-то принципиально новое, нетрадиционное. А ум-то, и любопытство, и своя доля креативности наружу просится! Вот и приходится со смаком копаться в том, что давно и так всем известно. "Тоже вариант", как говорится. Русских бы с японцами по этому признаку смешать один к одному - как раз была б золотая середина! :-)

- Thursday, February 22, 2001 at 19:35:33 (MSK)



102. Имя: хам , Город: Москва ,

Комментарии: На тему японцы - какие они?
"Вы русские не понимаете, какой мы были воинственной нацией. Атомная бомбардировка для американцев была чуть ли не единственным способом нас усмирить",- сказал шеф моего приятеля, дядька пенсионного (60лет) возраста, профессор, корифей в своей области, и, судя по высказыванию, из редкой породы японских интеллектуалов.
"Понимаешь, когда американцы после войны приказали японцам сдать старинное холодное оружие, самурайские мечи, они этим актом лишили японскую душу стального стержня и поэтому мы такие сейчас", - говорил моему знакомому японец-бизнесмен, чей бизнес полумафиозен, строительный бизнес.
Вот мнения о себе, о японцах, как о народе, двух совершенно разных представителей этого народа.

- Wednesday, May 16, 2001 at 14:49:11 (MSD)



103. Имя: Tasha ,

Комментарии: У нас тут один приятель отправлялся в Японию на конференцию на недельку. По этому поводу был устроен сабантуйчик где его засыпали полезными советами те, в Японии бывал (с разной продолжительностью). В числе прочего особенный упор делался на то, что белый англоязычный человек даже без знания японского не пропадёт, но спрашивать дорогу надо очень осторожно и только в крайнем случае - в своё время рассказчик был черезвычайно шокирован одним проишествием - будучи в Токио в первый раз, они забдудились где-то в метро. Даже не то, чтобы заблудились - решили на всякий случай уточнить напрвление. Спросили кого-то, этот кто-то сказав что-то, что они не то не расслышали, не то не поняли, махнул им рукой типа "следуй за мной", выскочил из своего поезда и с дикой скоростью помчался по запутанным переходам. Причём бежал от быстро и ни разу не оглянулся... Наши ребята, в полнейших непонятках, пытались от него не отстать. По дороге они терялись в догадках - то ли он имел в виду, чтобы они следовали за ним, то ли они его не так поняли и он бежит по своим делам а они рискуют окончательно сбится с маршрута. Окончилось дело тем, что он их запихнул в какой-то поезд, помахал рукой и побежал в другую сторону. Поскольку ни с кем больше ничего подобного не случалось, вопрос остался неразрешённым - это что - черта японского характера или им такой эксцентричный тип попался?

Загребельному:
Спасибо большое - поставила закладки.

- Wednesday, May 16, 2001 at 17:55:07 (MSD)



104. Имя: хам , Город: Москва ,

Комментарии: Tashe
А у них вообще странных много. С нашей точки зрения. Этот случай можно рассматривать как типичный. Японцы, особенно старшего поколения, поражение в войне приняли в полном комплекте вытекающих из этого обстоятельств. На подсознание записалось признание себя побеждённым, а стало быть американцы - господа и вести себя с ними надо соответственно. Я как-то тоже заблудился, спросил служащего метрополитена и был без разъяснений препровождён на нужную мне платформу, точно так же в ускоренном темпе. Иногда кажется, что японцы понимают насколько они перпендикулярны многим культурным аспектам западной цивилизации, с китайцами не было в общении никаких проблем, что им проще сделать, чем объяснить, ну так и мы так же делаем. Накладывается и групповая ментальность - взаимовыручка и помощь. Для меня вот так и остался неразгаданным парадокс - японцы в метро сядут рядом с белым в редком случае, ну когда вагон полон и сидячих мест больше нет. Мне кажется, что это брезгливость, белые люди пахнут по-другому, у японцев даже поговорка на этот случай есть какая-то... Хотя сами объясняют это нежеланием доставить неудобство. И вообще, если к японцу на улице обращается белый, для японца в большинстве случаев это стресс. А ваш случай скорей типичный, чем нет.

- Wednesday, May 16, 2001 at 18:46:03 (MSD)



105. Имя: хам ,

Комментарии: По следам впечатлений от прочитанного рассказа "Перекрёсток". Надо заметить, у автора в рассказах прослеживается линия о трогательных и учтивых японцах и неумеющих себя вести в гостях, т.е. в Japan, иностранцах. Вполне простительно, я так считаю, что когда сталкиваешься с перпендикулярной культурой, то обостряется на бытовом уровне ксенофобия к местным. У японцев же ещё и довольно ревностное отношение к тому, как иностранцы выполняют местные принятые правила проживания и поведения. И поблажки снисхождения иностранцы удостаиваются, на самом деле, весьма редко. Так в нашем кампусе раз в полгода выходила газета для иностранцев, где на первой странице, в каждом номере, рассказывалось как сортировать мусор. Ну что с них взять с гаядзинов. Мусор бы научить сортировать и ладно. Типа, живите, что поделаешь, но нам жить не мешайте и проблем не устраивайте!

- Sunday, July 01, 2001 at 23:01:07 (MSD)



106. Имя: хам ,

Комментарии: Как-то помню, в первый год пребывания, (а в этот период много было случаев чтобы и очароваться и разочароваться в японцах, поначалу я был очень открыто настроен, но...)было какое-то пати на лабораторном уровне. Были все официальные лица лабы, т.е.1, 2 и 3 профессора, несколько студентов и я. Ну первый быстро куда-то смотался, остался более интимный кружок, да и атмосфера стала непринуждённей. Откуда- то появилась книжка на русском, точно не помню, толи строевой устав,толи всем, наверно, известный учебник по начальной военной подготовке, короче книжка с картинками. Мне задавали вопросы, ну не задавали, а с ухмылками листали, а я пытался что-то объяснить. Потом мне в руки легла настоящая медаль "За взятие Берлина" с профилем Сталина на аверсе. Народ даже не знал в честь чего эта медаль. Я объяснил. "Десять марок",- с ехидством выкрикнул третий, довольно неприятный и какой-то плюгавый молодой человек, внешность у него была такой как у нас изображали японцев на карикатурах, я его поначалу вообще принимал за студента. Может это была его месть мне за такое отношение. После этой реплики меня охватили сомнения, правильно ли я её понял. Сделал вид, что ничего особого не произошло. Потом мне передали орден Красной Звезды, очень уважаемый солдатский орден, о чём я не применул заметить. "Пятнадцать марок",-послышался тот же голос. Ну не бить же им морды, опять же я в гостях. Разговор как-то завял и минут через пять, благо кое-кто потянулся к выходу, я ушёл. Можно, конечно, сослаться на щекотливость тематики разговора, но ...
А вы говорите павлины, тьфу-ты, рисовые тянучки.

- Sunday, July 01, 2001 at 23:01:18 (MSD)



107. Имя: Yamazakura ,

Комментарии:
Ну что поделаешь, торгуют орденами. Смотря как относится. Все ж таки тоже предмет коллекционирования.
Если хотите адекватно ответить, уважаемый Хам, сходите в воскресение на толкучку у какого-нить токийского о- тэра (храма), да прикупите горсть медалей, за которые их деды под мериканский свинец шли. Можете даже предварительно в Кинокунии справочник приобрести, чтоб знать, какой орден уважаемее.
А потом им так с ехидцей:
- 1000 иен
- 1500 иен

- Monday, July 02, 2001 at 02:58:56 (MSD)



108. Имя: Смоленский ,

Комментарии: Да это что... Мне тут один раз вообще морду набили. Я стою, никого не трогаю, любуюсь сакурой... Подходят два бритоголовых урода и начинают меня метелить. Сначала руками, потом ногами. Народ вокруг стоит, смотрит, ждет прихода сил правопорядка. Наконец, пришли дружинники, бритоголовых оттащили, мне сказали: мол, не сердитесь, выпили ребята, бывает...

Наверное, я должен был об этом написать рассказ. Но не написал. Вспоминать неприятно.


- Monday, July 02, 2001 at 03:35:42 (MSD)



109. Имя: Максим ,

Комментарии: Хаму:
Чего ж Вас так мусорные объявления-то задели? Я три года проработал в заведении, которое вплотную связано с приемом разнообразных иностранных стажеров. И убедился, что научить правильно мусор выносить и вообще поменьше проблем окружающим доставлять иностранцев, особливо не говорящих по-японски, не так уж просто, некоторым простые вещи надо вдалбливать по многу раз. Могу привести некоторое количество примеров совершенно диких историй с мусором, приведших к серьезным неприятностям как у хозяев, так и у гостей. А то, что в каждом номере и на первой странице - многие японские печатные издания, причем не только для гайдзинов, рассчитаны попросту на самого тупого из всех читателей, а не на "среднего представителя" аудитории.

- Monday, July 02, 2001 at 07:05:58 (MSD)



110. Имя: Бугор ,

Комментарии: Один момент:
иностранные спецы в Японии находятся там, как правило, не на правах бедных родственников, принятых на гумманитарное попечение, а в качестве ценных спецов, которым, собственно, за это и платят....
А посему, ежели кому и обидно за "Варяг", то и дОбре, и нечего стыдливо прикидываться ветошью, типа "я не с ними, я не разделяю, я тут так, просто, гумманитарий безродный.."

- Monday, July 02, 2001 at 12:49:43 (MSD)



111. Имя: хам ,

Комментарии: Ну и зря, Вадим, что не написал. Не надо работать фильтром. Из разных частей спектра надо примеры подавать. Вот есть у вас рассказ "Сатиновая кукла", уравновесте его чем либо перпендикулярным. Уж очень крен нехороший.
Насчёт спецов. Тут не так всё линейно. Если попадаешь к завлабу с американским образованием - тогда всё ясно, главное результат, а культурная программа побоку. Одному моему знакомому на пожелание выделить день в неделю для изучения японского, понравиться видно хотелось, можно понять, сенсэй сказал, что, мол, ты сюда не за этим приехал. Но большинство завлабов в Японии закончили Токийский универ, Тодай, и у закончивших Токийский технологический универ, Такодай, шансов стать завлабом в Токио нет, только на периферии. Мафия у них там тодайская. Вот с ними и приходится общаться, а они японцы дремучие. Тут главное побольше находиться на рабочем месте, а результаты на втором. Типа, вы своим ритмом сбиваете весь квартал. Нафиг им нужны такие результаты, которые показывают неэффективность японского подхода к науке. Так что за японскую науку я спокоен.
О мусоре. Перечтите внимательней мой предпредыдущий пост, он не о том.
Про ордена. Да не хочу я им адекватно отвечать, им тоже будет обидно. Лучше по морде. Может немного встрехнутся, подтухшие в жаре мозги, вспомнят, что значит быть человеком. Я помню, как в начале перестройки в центре Москвы торговали муляжами Золотых Звёзд и орденов Ленина. Стоили они по полторы тонны гринов и рассчитаны были на янкерсов. Это ещё можно понять. Да и пост мой был не об этом, а об учтивости и деликатности японцев.
Вспомню ещё что-либо перпендикулярненькое - донесу до общественности.

:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

>>>уравновесте его чем либо перпендикулярным. Уж очень крен нехороший

Гоголь в свое время попытался уравновесить первый том "Мертвых душ". Чем это кончилось, все мы знаем. Писать штангенциркулем - последнее дело.


- Monday, July 02, 2001 at 14:13:05 (MSD)



112. Имя: Ямадзакура ,

Комментарии:
Наверное, я должен был об этом написать рассказ.

Нет, Вадим, ты должен был написать оперу.
В смысле в суд подать. Мог бы отсудить приличную компенсацию.
... вон оказывается и у них бритоголовые есть.

Хаму:
Про ордена. Да не хочу я им адекватно отвечать, им тоже будет обидно. Лучше по морде.

На самом деле адекватности не получится. Это я так просто, почти пошутил и лишь сообщил, если кто не знает, что на японских блошиных рынках тоже своими орденами торгуют.
По морде они бы не поняли - изумились бы, за что? Что поделаешь, несмотря на то, что "воинская доблесть" и "память о погибших в войне" суть понятия универсальные, отношение к историческому прошлому у народов сильно разнятся. Мне кажется, что только мы воспринимаем эту тему так болезненно. Японец же просто честно и наивно хвастался - вон как дёшево какие интересные и редкие штуки купил. Не хотел он оскорбить или уязвить чувства русского собеседника, ибо понятия не имеет о существовании такого рода чувств. IMHO

:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

Я бы даже добавил: "память о погибших в войне" и восхваление воинской доблести прочно связаны в японском общественном сознании с правым экстремизмом и одобряются очень мало.

- Tuesday, July 03, 2001 at 13:16:42 (MSD)



113. Имя: Максим ,

Комментарии: Вадиму:

"Я бы даже добавил: "память о погибших в войне" и восхваление воинской доблести прочно связаны в японском общественном сознании с правым экстремизмом и одобряются очень мало."

Ну, это как-то немного однобоко. Действительно, "принято" на миру высказываться именно в этом духе. А в частной беседе под пивко-мидзувари, расслабившись, часто выдают всякое такое, что только диву даешься. Тут у них прям дуализм какой-то.

- Wednesday, July 04, 2001 at 06:10:00 (MSD)




ДАЛЬШЕ   |   ГОСТЕВАЯ   |   КУЛЬТУРОЛОГИЯ   |   ВЕСЬ АРХИВ   |   ПИСЬМА   ИЗ   ХИППОНИИ   |   ПРИХОЖАЯ   |   МЕНЮ