Если вам вдруг придется быть неимущим в Японии и до зарезу понадобится высшее образование - не отчаивайтесь: вспомните о Сока. На самых льготных условиях вы будете приняты в университет, расположенный в каких-нибудь сорока минутах электричкой от центра Токио. И если вы согласны выполнять некие Сущие Мелочи (о которых ниже), слушаться старших и разносить по всему белу свету великие идеи заведения - будьте уверены: окончив через 4 года университет, вы будете удачно пристроены в теплое место с хорошим окладом в кругу единомышленников и коллег по мировоззрению. По субботам вы будете собираться с ними в большие и чистые Сока-клабы, где ваши хоровые молитвы о всеобщем счастье Он услышит яснее всего; и если вам повезет, ваши сборища посетит сам Великий Учитель Икэда Дайсаку, прикоснуться к которому вы будете мечтать с первого же дня обращения в Истинное Учение. Вам не нужно будет копить деньги на жизнь, вы лучше вообще отдайте все сбережения в щедрые фонды Сока, - ибо в любой вечер, захотев попить пива, вы сможете найти коллегу рангом постарше, который здесь или там организует большой разъяснительный банкет во славу единственно верной Истины - сутры "Лотоса Благого Закона".
Начало ее звучит следующим образом:
MYO-HOO RENGE-KYOO... HOBEN-PON DAI-NI...
Повторяя эти звуки до десяти раз на дню, совместно с братьями по Мысли вы достигнете цели существования. Просветлившись уже на этом свете, вы скорее всего отдадите перед смертью Обществу свой дом, свои землю и сбережения - ну, зачем они нужны будут ТАМ? - а дети ваши (ведь вы уже наставили их на истинный Путь, не правда ли?) - проживут свои лучшие годы под опекой Сока без материальной суеты и имущественных распрей.
В чем
же смысл этой сутры, и чем она так мила чуть не 10-ти процентам населения
страны?
Все это прекрасно, - но зачем, казалось бы, собираться для этого в общества? Секта Нитирэна существует с XVII века, ряды ее сторонников ширятся, и ныне это - сильнейшая буддистская ветвь в современной Японии: храмы ее обставлены наиболее роскошно, толкователи комментариев к "Лотосу" - наиболее образованы (по два-три образования, в том числе и заморских, на одного служителя культа)...
Объявив всеобщую свободу, Шакьямуни тут же мимоходом заметил, что именно теперь из-под земли появятся "бечисленные количества" боддисатв (учителей - посредников для общения с Ним и достижения Его). После Его ухода из человеческого мира именно эти боддисатвы будут защищать и распространять "Сутру Лотоса". От кого же так надо защищать ее? Ответ: от прочих, неверных сект, не признающих Ее исключительности, а также от возможных неверных ее, Сутры, толкований и прочтений (см. труды Икэда Дайсаку " Мое человековедение", изд-во "Йомиури Симбунся", Токио 1988, 2 т., 2.400 иен, а также газету "Сэйке Симбун" - "Газету истинной религии", изд-во партии Комэйто, Токио). В изданиях этих и прочих языком своих боддисатв - журналистов, собкоров и прочих авторов - Будда говорит о причинах столь долгого утаивания "сокровенной сути Закона": необходимо было постепенно готовить учеников для постижения такой трудной истины, как нижеследующая:
ТВОИ САНСАРА И НИРВАНА, ТВОИ ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ИСТИННОСУЩЕЕ - ТОЖДЕСТВЕННЫ ДРУГ ДРУГУ. СТРЕМИСЬ К ПОНИМАНИЮ ЭТОГО ПРИ ЖИЗНИ, И ТОГДА БУДДА, СЛЕДЯЩИЙ ЗА ТОБОЙ С САМОГО НАЧАЛА, ПОЗВОЛИТ ТЕБЕ СЛИТЬСЯ С НИМ И СПАСЕТ ТЕБЯ.
Итак, готовятся ученики. Взращивается молодая поросль, множатся и объемы их духовного корма. "Никогда еще ни одна сутра буддизма не получала такой огромной и разноплановой экзегетики: комментариев непосредственно к Сутре, затем толкования этих комментариев; появления такого количества храмов и молельных домов, центров изучения истории секты, и в быту - атрибутики, лозунгов, гимнов, определяющих нравы и стиль поведения населения вплоть до языковых мутаций".
Растут и множатся ряды создателей Ценностей, спасителей души человеческой в этом ужасном технократическом мире. Дух Шакьямуни носится по планете в лице неустанного Икеды-сэнсэя. Вот уж более 20 лет обивает пороги ведущих политических и научных заведений мира. Еще на заре перестройки в Москву приезжал, здоровался пухлой ручкой с Товарищем Президентом - тогда они называли себя, если помните, "Буддисты за мир во всем мире". Это чтоб понятнее было нам, неподготовленным. И вместе с ректором МГУ написали книжку за мир. "Радужный мост" называется. Толстая, страниц в 300. В суперобложке на английском, русском и японском. Про то, как важно для мира мостостроительство развивать. Да и как же не написать: мир - дело святое, тем более что бесплатные годичные стажировки в Японию, как известно, тоже на дороге не валяются...
Хорошо
у них там, в Сока. Спокойно. Сакуры цветут по весне. По утрам солнышко
встает, птицы петь начинают, буддисты за стенкой - молиться, красиво так:
Мео-хоо... рэнге-кеоо...
Вот
только если б еще писем не вскрывали, особенно у иностранцев, да разговоры
телефонные не прослушивали. А то, бывает, сфотографируют тебя - вроде как
на память, - а потом появляешься в газете на всю страну с подписью: "Так
улыбаются русские студенты, обретшие счастье в стенах Сока"... Но это,
наверное, мелочи? А так, что ж: за мир - так за мир...
Американцам
(которые не-члены) там потруднее было. Нам-то всяко роднее и понятнее такие
дела: комсомол - он и в Африке комсомол, и опыт, полученный нами в нем,
оказался поистине неоценим. Прибегает, скажем, японец - дежурный по общаге
к тебе в комнату и вопит, весь от счастья пунцовый: "Все, мол, на великий
праздник университета - Икэда-Сэнсэй приезжают!!!" - и ждет, что ты тут
же, напялив костюм попараднее, побежишь сломя голову на их Большую Тусовку,
весь такой просветляющийся на ходу... А ты в него - тапочком. И ничего.
А вот янки - они так не могут. Воспитание у них не то...
С одной стороны - думалось там хорошо. Думалось всяко и по-разному. Даже получился некий дневник - ворох мыслей, приходивших периодически в течение года жизни в чужой Комсомолии, на сей раз - буддийской.
С другой стороны... Впрочем, здесь за меня мне уже написали - мой самый закадычный швед, хиппарь-рокнрольщик Микаэл, и другие ребята, остававшиеся там еще на полгода после моего отъезда...