БГ в Японии, март 1999 г.
Пока несут сакэ
(Токио, 7-8 марта)
— Ну согласись, Боря, вообще не показать тебе Токио было бы просто
нечестно... — словно оправдываясь, сказал Вадька в такси. Борис
нехотя согласился.
В Токио, одном из самых больших городов мира, процент коренных жителей
до смешного мал. Средний токиец — это человек, приезжающий сюда после
вуза, делающий карьеру и уезжающий доживать старость в места подешевле
и поспокойнее. Сюда хорошо приезжать — на выходные, в Диснейленд, на
ЭКСПО, на Гребенщикова. Жить здесь долго чревато дичайшим стрессом.
Количество информации, проходящей ежедневно через голову, превышает
все физические пределы — в итоге голова начинает ощущать себя большой
помойной ямой, которую вычистить невозможно, пока не уедешь из этого
города навсегда.
В поисках «чего пояпонистей» мы проконсультировались с целой кучей
русских токийцев, и все они наперебой советовали не пропустить синтоистский
храм Мэйдзи-Дзингу. Туда-то мы и направились первым делом.
Храм этот расположен в центре столицы. Раньше здесь стоял другой храм,
основанный еще за сто лет до того, как городишко Эдо вдруг стал центром
военно-феодальной власти. Он был свидетелем того, как сёгуны из клана Токугава,
собрав в кулаке разрозненные провинции, усмирив непокорные
буддийские монастыри и наглухо закрыв страну от остального мира, принялись
насаждать повсюду Конфуцианский Порядок.
Нынешний же храм основан в 1915 году. Это другая эпоха — но не менее зловещая.
Уже позади недолгая эйфория либеральных реформ, наивное восхищение Западом и курс
на «просвещенную цивилизацию». Япония захлебнулась волной национализма. Из Синто
сделана государственная религия, уродливая и агрессивная — а на буддизм идут новые
гонения. Отрезвит страну лишь сокрушительное поражение в войне.
Храм назван именем тогдашнего императора. Прямо у входа нас встречают его
«Двенадцать наставлений», призванные обеспечить всеобщее счастье и благоденствие.
«Почитай Трон», «Повинуйся старшим», «Приумножай знания», «Люби Родину»...
Реакция гостей неудивительна. Ощущение, будто ту расслабленную,
по-дзэнски всеприемлющую Японию, так полюбившуюся им в Наре и Киото,
именно здесь взяли за шиворот и гаркнули: «равняйсь!» — это унылое ощущение
оказалось настолько сильным, что Ирина немедленно простудилась, а Борис
просто заменил все дальнейшее туристическое расписание на походы в книжные
и музыкальные магазины.
Впереди были Молдавия с Украиной, поезда и концерты. «Ребята, я просто хочу
выспаться и отдохнуть», — сказал Борис и заснул до вечера.
Так и вышло, что два дня подряд в одном из самых больших городов мира
столп русского рок-н-ролла отсыпался, рылся в компакт-дисках и дегустировал
сакэ. «Какое счастье! — поделился он с нами. — Дома бы этого просто не
получилось...»
С другой стороны, и в Нью-Йорке, по его словам, он обычно занимается тем
же самым. Все мегаполисы одинаковы.
* * *
«Вот, тебе, — скажут, — стакан, пей со мной,
а я потом всем похвастаюсь:
нажрался с Гребенщиковым!»
|
В.Шинкарев
|
К великому сожалению, нам не удалось сделать концептуальной фотографии
Гребенщикова, поедающего суси. Такую фотографию можно было бы поместить
на заглавной странице нашего квазикулинарного сайта. Увы — в первый же
вечер у Аллы гости объелись сырой рыбой и в дальнейшем просто глядеть
на нее не могли. Но японская кухня, слава Богу, достаточно разнообразна
— оставались еще скияки, оставались сябу-сябу, не говоря уже о
разнообразных удонах и тому подобных окономияках. Гости кушали с
большим аппетитом и не спрашивали про рецепты. Хорошо, что мы
пригласили Гребенщикова, а не Макаревича.
Смешно сказать, но именно в гастрономические моменты поэта чаще всего
посещала муза. По крайней мере, так это смотрелось со стороны.
— Вот это, — говорит Митька, — называется «о-тоси». Это можно есть,
пока несут сакэ.
— О-о-о! — восклицает поэт. — Какое название для песни! Пока Несут Сакэ...
Достает книжечку, записывает.
Сакэ, кстати — отдельная тема.
У меня за поездку сложилось впечатление,
что Гребенщиков с младых ногтей пьет исключительно японское сакэ и
вообще не понимает, как некоторые люди могут употреблять какие-то другие
горячительные напитки. Коваленин, правда, рассказывал мне, как Борис
увлеченно обследовал полки в винном отделе супермаркета.
Но это Коваленин — он может и приврать.
Сакэ иногда попадалось очень вкусное. Так бы наливал его себе прямо в стопку,
и «пи-и-ил и пи-и-ил» — в нарушение всех ритуалов. А ритуалы таковы: сначала налей
собутыльнику, а потом дождись, пока он тебе
нальет. Сам себе — не моги. Надо сказать, что Борю такой ритуал вполне
устраивал, потому что подливал я исправно. Да и он про меня не забывал.
Коваленин очень ругался. Не пей, кричит, веди себя прилично, на нас весь
мир смотрит! Я даже жаловался на него Боре. А он улыбнулся и говорит:
«Главное — не дергаться.» И еще налил.
— Борис, как ты относишься к Егору Летову?
— Примерно, как к Киркорову — не слушал ни того, ни другого.
Телячий восторг. Рукопожатие. Еще по одной. Тут несут кальмара.
— Ого! — говорит Боря. — Галлюциногенный Кальмар! Какое название для песни!..
Достает книжечку, записывает. А потом тихонько напевает:
Ой, кальмар мой, кальмар...
Галлюциногенный...
Что плывешь одиноко...
А друг мой Коваленин вроде тоже пьет — а как будто и не пьет. Сидит, как сыч,
со своим сотовым телефоном в обнимку и трезвонит по каким-то «делам».
Спрашиваю: что, мол, за дела? Отвечает: координирую людей насчет прощального
ужина. Типа, чтобы знали, куда приходить. И вид у него при этом такой важный,
будто он спутник запускает или Ирак бомбит.
Боря на него поглядел и мне шепчет: мол, налей другу-то, пусть тоже
расслабится. Какое там! Друг тут же вскочил и убежал на улицу — дескать,
в помещении не слышно, сигнал не проходит.
«Эх, — вздохнула Ирина. — Карма у вас разная...»
Карма кармой, но потом все равно напоили. Расслабили.
* * *
В такси Вадька рассказывает,
как Гребенщиков «достал» меня еще до приезда. Ирина смеется, Борис странно
улыбается, щурясь в окно.
— А ты представляешь, Митя,
как
он достал МЕНЯ? Со мной-то он — двадцать четыре часа в сутки...
Находясь в метре от этого
человека, я физически ощущаю, будто внутри у него — какой-то трудный процесс.
Плотины дают электричество, а домны плавят чугун... Это давило б на психику,
кабы не грело. Так и чувствуешь — там, внутри, давление неизмеримо выше.
Не оттого ли — это постоянное стремление успокаиваться чуть не в каждом
храме на пути?
— Знаешь, Борь... Все, что
ты говоришь о буддизме, о дзэне... Это, конечно, здорово и интересно, но
для многих типа меня куда ценее просто твой русский язык. Может, даже больше,
чем твоя музыка. То, как у тебя нарастают друг на дружке слова...
— Так это и есть дзэн. Не
думай о языке специально — он и родится сам.
Приехали.
Осталось научиться правильно
не
думать, думаю я. Здравствуй, Белая Обезьяна...
— Значит, по-твоему, попытки
как-то осознанно оттачивать технику писательства, всякие там разборы полетов,
совместные анализы текстов, обсужденья в Лито — смысла вообще не имеют?
— Ну конечно! Зачем, например,
Окуджаве Лито?
Мы бредем по дорожке очередного
храма. Белесый гравий упруго хрумкает под ногами, будто сибирский
снег. Я вспоминаю, как вчера нам вроде бы удалось поймать БГ за язык.
Спор начался сурово:
— Борис, что происходит с искусством?
— Как я понимаю, ничего,
— последовал грустный ответ. Дальнейшие попытки заглянуть в будущее, вкупе
с подоспевшим сакэ, разбередили мысль мэтра до введения понятия «нового
ренессанса». Которого, видимо, следует ожидать. Хотя, может быть, и напрасно.
Наскоро, привычными жестами
клеймим постмодернизм и переходим к прениям.
Вадьку интересовало, о чем
еще можно писать, меня — каким еще способом. Борис по-дзэнски пытался глядеть
на проблему сверху, подливая всем сам. И наконец открыл рот. Однако неразрешимый
спор о форме и содержании, подогретый до двадцати пяти градусов, запутал речь выступающего
настолько, что она (речь) стала противоречить сама себе, и педантичный
даже под мухой Вадька не выдержал:
— Боря, но ведь ты сам пять
минут назад говорил: «главное — ЧТО, а не КАК»!...
Какое-то время Борис сидел
между нами, как между упитыми в хлам инем и янем, и вроде бы думал,
что же на это ответить. Да так ничего и не ответил. И только теперь, ступая
по гравию храма, как будто решил продолжить вчерашнюю тему:
— А меня в последнее время уже не волнует, ЧТО или КАК. Больше всего
меня сейчас интересует вопрос «ЗАЧЕМ?» И пока у меня не получается на него
ответить. Вот — зачем мы все это пишем?
— Для удовольствия.
— Нет. Для себя самого писать — только все портить. По-настоящему
получается только когда не пытаешься повернуть Карму на самого себя...
— Эффект «недостроенного моста»?
— Ну, мост-то и достроить
можно... неважно. Лишь бы оставался хотя бы один кирпич, который каждый
мог бы вынуть и вставить что-то свое. Так что чем для большего числа людей
пишешь, тем лучше выходит. Вот только — зачем?
— Н-ну, как... Реализовать
свой детородный инстинкт... На следующем уровне, то есть...
— Но зачем?
— Хм...
— Неужели если б меня
не было, если б я ничего не насочинял — что-то в мире было бы по-другому?
|