Архипелаг Окинава в основном известен русскому человеку как родина каратэ. Этим, однако, заслуги архипелага перед планетой не исчерпываются. Лежащая ближе к Тайваню, чем к Японии, поменявшая на протяжении веков не одного хозяина и впитавшая разнообразнейшие влияния от китайского до полинезийского, Окинава не могла не сформировать своей собственной, ни на что не похожей музыкальной культуры. Именно с Окинавы в Японию в XVI веке пришел сямисэн - подобие лютни с тремя шелковыми струнами, постепенно ставший любимым инструментом японцев. Однако, подарив Японии сямисэн, окинавцы все равно и делали его, и играли на нем по-своему. Своим было даже название: сансин.
Пришло время - и вслед за гитарой чуть ли не все инструменты кинулись осваивать электричество. Сансин тоже не удержался. Но где электричество - там и рок-н-ролл, которому к тому времени тоже стало тесно в старых англосаксонских рамках. Приходила мода на "этническую музыку". На Окинаве такую музыку первым начал делать никому тогда не известный студент Сёкити Кина.
* * *
Он родился в июне 1948 года в городе Кодза (ныне г.Окинава) в семье известного исполнителя народных песен по имени Сёэй Кина. И Сёкити, и его брат Масахиро, и три их сестры росли под окинавские песни в исполнении отца. Все они потом стали играть в Champloose.
Первый состав группы Сёкити сколотил в девятнадцать лет из университетских однокашников. К тому времени у него уже было написано несколько песен, в том числе "Хайсай, одзисан!" ("Здравствуй, дядя!"). Недоучившись, Кина бросает университет и вместе с отцом открывает ресторанчик "Микадо" - где и выступает. Через некоторое время - арест и полтора года тюрьмы за хранение наркотиков. Пока Сёкити сидит, "Дядя" становится на Окинаве суперхитом.
В 1976 году Кина формирует новый состав Champloose. На бас-гитаре теперь играет брат Масахиро, на подпевках - сестры. Через год выходит первая пластинка, которая называется просто: "Кина Сёкити & Champloose". Еще через полгода группа впервые выступает за пределами Окинавы - в Осаке. Второй альбом записывается на Гавайях, третий и четвертый - в Токио.
* * *
После этого в записях наступает семилетний перерыв. Champloose много выступают, участвуют в разных фестивалях и устраивают фестивали сами. Сёкити пробует себя в других областях - пишет книги, выставляет картины, путешествует по миру. Посетив Индию, становится учеником Ошо.
Первый концерт за границей Champloose дают как раз в Индии. Тамошняя публика, привыкшая слушать музыку сидя, окинавского напора не выдерживает, вскакивает на ноги и пускается в пляс. Силы безопасности прерывают концерт, убоявшись столкновений между индусами и сикхами. На самом же деле Кина был близок к тому, чтобы их навеки помирить.
Еще интереснее эпизод с концерта в Корее. Исполнение песен на японском языке было в этой стране запрещено законом - так сказывалось тяжелое психологическое наследие войны. Поэтому Кину перед концертом долго инструктировали и взяли слово петь исключительно по-корейски. Поначалу он так и делал - но когда дело дошло до "Дяди", у него изо рта начали выскакивать отдельные окинавские слова. А уж "Цветы", последнюю песню программы, он пел просто на чистом японском. После концерта к нему подошли люди в штатском.
- Господин Кина, - строго сказали они. - Вы ведь пели по-японски, не правда ли?
- Очень может быть, - простодушно признался артист. - Я, когда разойдусь, то уже и сам не понимаю, на каком языке пою.
Кину простили. Кстати, он был первым, кто нарушил этот нелепый закон - тем самым, возможно, посодействовав его отмене, которая произошла через несколько лет.
* * *
В 1990 году Champloose возвращаются в студию и один за другим выпускают шесть великолепных экспериментальных альбомов, последний из которых, "Хинукан" (1994), следует назвать вершиной творчества Кины. Состав очень сильно варьируется от альбома к альбому, постоянно приглашаются музыканты "со стороны", благодаря чему группа практически не повторяется - даже когда в третий или четвертый раз записывает одну и ту же вещь. Постоянно лишь участие "семейных" - брата Масахиро и сестер Сатико и Кэйко.
Концертная деятельность при этом не прекращается. Champloose выступают в Англии и Китае, гастролируют в Индии и Штатах, посещают Израиль и Францию. Йоко Оно лично приглашает группу принять участие в нью-йоркском концерте, посвященном 50-летию Леннона. Кина в восторге: "Как будто меня пригласил сам Джон!" Сцену с ним делят Майлз Дэвис, Боб Дилан, Джони Митчелл и другие звезды. В Европе и Америке у Champloose выходят компакт-диски. Ведущие западные газеты разражаются хвалебными статьями. Но Сёкити вновь и вновь возвращается на свою Окинаву. Дома много дел.
* * *
50-летие окончания войны Кина отмечает акцией под английским названием "Sabani Peace Connection". Сабани - это окинавская долбленая лодка типа каноэ, на три десятка гребцов. В мае 1995 года такая лодка вышла из порта города Наха (столица Окинавы) и обошла вокруг архипелага, посетив 25 островов. Каждая высадка на берег сопровождалась концертом Champloose. В июне лодка добралась до Хиросимы и Нагасаки, где тоже состоялись концерты в защиту мира. Акция имела большой резонанс во всей стране и не только. Через год группа получает приглашение в олимпийскую Атланту.
Последний проект неутомимого борца за мир называется "Белый корабль". В 1853 году ощеренные пушками черные корабли американского коммодора Перри принесли в Японию "цивилизацию". Ответом на это, по мысли Кины, должен был стать белый корабль, посланный из Японии в Америку, - наполненный музыкальными инструментами и несущий обеим странам настоящий мир. Правда, физически этот корабль построен не был - он просто послужил символом и названием каравана, которым Кина с примкнувшими к нему миролюбцами проехал через всю Америку, по пути братаясь с индейскими племенами, устраивая концерты и всюду напоминая о военных базах на Окинаве. Девизом мероприятия стал любимый лозунг Кины: "Всё оружие - на музыкальные инструменты!"
* * *
Музыка тем временем в стороне не остается. Когда Champloose не в отъезде, они почти каждый вечер выступают в собственном клубе "Чакра", что на главной улице окинавской столицы. Продолжают выходить новые альбомы. На последнем из них Кина неожиданно обратился к корням - народной окинавской музыке. Интересно, чем он удивит публику в следующий раз. Наверняка нам известно лишь одно - с русскими музыкантами Champloose пока еще не играли. И было бы очень заманчиво навести здесь мосты.
Знакомство Дискография Песни Назад