Знакомство





"Окинава - это музыкальная сокровищница,
  и  музыка  Сёкити  Кины  может  считаться
  образчиком ее богатства."
                  "Музыка Сёкити Кины часто меня вдохновляет.
                    Кина  -  это  бомба!  Если я попаду  в Японию,
                    очень бы хотелось поиграть вместе."
Дэвид Бирн Боб Марли



      В 1996 году олимпийская Атланта проводила фестиваль "Celebrate the Rings". Окинавская группа Champloose была приглашена как представитель азиатского континента. Японская пресса недоумевала: "Разве у нас мало звезд? Почему это какие-то Champloose, почему вдруг с Окинавы?.."

      Ответить на это можно было бы примерно следующим образом.

      Потому, дорогие японские товарищи, что мало кому известная группа Champloose с далекой, оккупированной и нищей Окинавы даст сто очков вперед любой звезде, старательно вами раскрученной. Потому что Сёкити Кина - это самобытнейший и талантливейший музыкант, не боящийся иметь собственное лицо и пускаться в истинный поиск. Потому что Champloose - это живая музыка, идущая от сердца.

      И потому, наконец, что представлять в Атланте надо было не Японию, а целый континент! А где еще смогли так чудесно сплавиться музыкальные традиции азиатских культур, как не на Окинаве? Ведь что такое "чамплуз"? Это блюдо окинавской кухни, рагу из всякой всячины, "сборная солянка". Всего понемножку, а вместе - кулинарный шедевр. Тут вам и китайская мелодика, и ритмы японских барабанов, и дикий полинезийский вокал, и отголоски индийских песнопений. А сверху залито блюдо острым рок-н-ролльным соусом - не грех ведь и у западных поваров что-то позаимствовать, если в меру и со вкусом. В итоге получаем явление, ни на что не похожее.

      Иногда эту музыку называют азиатским рэггей, а самого Кину - азиатским Бобом Марли. Сравнение, конечно, хромает на обе ноги, но оно показательно. Правда, рэггей сегодня играет весь мир, а окинавская музыка мало кому известна. Почему так?

      Дэвид Бирн констатирует: выпущенный им в Штатах альбом Champloose продается из рук вон плохо. И предлагает интересное объяснение: Япония и вообще Восток трактуются на Западе вполне определенно - как цитадель дзэнской медитации, печального очарования и монотонной заунывности. От всего этого западный слушатель согласен культурно балдеть. И вдруг ему вместо дзэна подсовывают какие-то сдавленные крики лохматого бородача, какие-то визгливо-пронзительные подпевки - короче, подсовывают нечто явно танцевальное и называют это азиатской музыкой. Западному слушателю такой Азии на дух не надо. Вот Карибский бассейн - дело другое, оттуда танцевальная музыка может прийти на вполне законных основаниях, без ломки расхожего образа. Возможно, если бы Окинава номинально относилась к Океании, у Кины было бы больше шансов быть услышанным.

      Но Окинава уже 120 лет считается частью Японии. И уже тридцать лет как окинавцы имеют японские паспорта и летают в метрополию без виз. Но они все равно остаются окинавцами, разговаривают на своем причудливом полуязыке-полудиалекте и отличаются от японцев темпераментом и манерами. Так что неудивительно, что и музыка на Окинаве тоже другая.

      Сам Кина выступает за "музыку без границ". Он с удовольствием записывается с музыкантами из других стран, поет по-корейски, по-английски, по-айнски. В звучании Champloose улавливаются вкрапления самых разных направлений. У лозунга есть брат-близнец: "Мир без границ". Романтический ленноновский пацифизм в устах Кины выглядит на удивление естественно и совсем не старомодно.


"Натянем на винтовки струны, а пушки приспособим под барабаны. Всё оружие переделаем в музыкальные инструменты! Отведите меня к Пентагону - я научу их танцам вместо войны! Все равно в XXI веке будет единая раса и единая Земля, а границы станут ненужными. Вместо оружия - песня и танец, праздник и молитва."


      Солнечное простодушие этих призывов и в самом деле обезоруживает. Кстати, это повод вспомнить об огромных жертвах Окинавы в последнюю войну и о пятой части ее территории, по сей день занятой американскими военными базами. В числе согнанных со своей земли - Сёэй Кина, известный исполнитель народных песен, отец Сёкити. Сегодня холодная война вроде бы закончена, однако загостившийся партнер никуда не собирается уходить. Окинавцы ведут борьбу, но японское правительство не на их стороне. В этом контексте пацифистская деятельность Кины становится понятнее.

      "Мир и музыку без границ" лучше всего демонстрирует судьба песни "Цветы" ("Хана"), которую Кина написал в 1980 году. Сегодня ее поют в Таиланде и Монголии, в Индонезии и Китае, в Аргентине и на Мадагаскаре. Китайцы считают эту песню китайской, тайцы - таиландской. Юридические аспекты Кину волнуют мало. "Авторское право - это западное изобретение, - говорит он. - Пусть моя музыка свободно цветет по всей Азии."

      Россия - это тоже Азия, - добавим мы от себя. Русская страница Champloose создана для того, чтобы музыку этой замечательной группы услышали наконец и у нас. Право же, она того заслуживает.




История  Дискография  Песни    Назад


©  Виртуальные Суси, 1999г.