У электронных средств хранения информации есть преимущество, которое я осознал совсем недавно и упоминаний о котором нигде не встречал - возможно, оно охватывает малый круг уникумов, к которому только и остается, что отнести себя. Конкретнее: текст с экрана я считываю на порядок быстрее, чем с книги. Гипотез о причине этого чуда здесь развивать не буду, хоть они у меня и есть. Расскажу лучше о том, что это дает. Предположим, попадет мне в руки здоровенный том, набитый философским текстом. Стану его штудировать? - нет, в лучшем случае полистаю. И если в аннотации прочитаю, что автор - крупнейший мыслитель современности, то, скорее всего, поверю на слово. Как поверил было стильному и с виду респектабельному журналу "Медведь", который пишет следующее: "Александр Дугин, наверное, единственный в этой стране философ в настоящем, а не казенном смысле этого понятия. В России нашего времени он наиболее читаемый автор в среде культурного underground'а, в очередной раз ушедшего в подполье от засилья коммерции, вторичности и подражания, а также мыслитель, наиболее замалчиваемый официальными средствами массовой информации." Многое из написанного А.Дугиным, если не все, доступно в Сети. Основной массив - на сервере открытого им же издательства "Арктогея". В силу чудесного свойства, о котором говорилось выше, я за три вечера одолел едва ли не все из имеющегося там и теперь, наверное, смог бы работать пропагандистом в Национал-Большевистской партии, одним из ведущих идеологов которой и является Александр Гельевич. Смог бы - но не стал бы. Судите сами:
Естественно поинтересоваться, на кого рассчитан подобный призыв. Это разъяснено: на тех, "кто не может без экзальтированно-чистой, беспримесной стихии аутентичной мысли и кристальной экзистенции." Я могу без кристальной экзистенции. Более того - я даже плохо представляю, что это такое. Примерно как Василий Иванович не мог представить, что такое "квадратный трехчлен". Становиться белым зомби тоже большой охоты нет. Пожалуй, я уберусь вон. Но сначала изложу здесь некоторые свои впечатления. Напрасно будет думать, что Дугин состоит сплошь из таких заклинаний. Отнюдь. На самом деле, к зубоскальству он располагает менее всего. И читал я его, прямо скажу, не без интереса. Как популяризатор соответствующих идей, мало известных широким массам, он, безусловно, велик. И как аналитик - силен. Он предельно откровенен, последователен и логичен - относительно выбранной аксиоматики. Волей-неволей соглашаешься: приняв некоторый набор постулатов ("Апокалипсис неизбежен", "Православие - единственно верная религия", "Американцы - слуги Антихриста" и т.д.), неизбежно приходишь к единственно возможной философии:
Возможно, искушенный философ и найдет в дугинских построениях натяжки и несуразицы именно в богословской плоскости. Но они все равно не будут заметны на общем фоне эсхатологического пафоса. Главное здесь - вбить в голову читателя постулаты. На это Дугин не жалеет сил:
Хотя зачем быть искушенным философом? Вот я и будучи дилетантом скажу: православие - это ведь христианство, не так ли? А христианство - это "не убий", "не суди" и далее по тексту. А тут вдруг: "вплоть до физического уничтожения". Как увязать-то? Хотя я уверен, что Дугин увяжет. Например, он скажет так: "В другой ситуации были бы мягче. Но все слишком серьезно." Вот еще пример вбивания в голову интересной аксиомы:
На добром слове, конечно, спасибо. Я только не очень понял, каким образом ум и сообразительность связаны с фанатизмом и маниакальностью. То есть, в отдельных случаях эти качества, конечно, могут сосуществовать в одном человеке - да вот хотя бы в самом Дугине. Но ставить между ними знак равенства все же не совсем корректно. Следует признать однако, что прямых, лобовых внушений у Дугина не так много. Он считает себя ученым - специалистом по "сакральной географии" и геополитике. И его геополитические тексты выглядят вполне адекватно такому представлению о себе. Развитый язык, связное течение мысли, некоторое полемическое начало - все очень по-научному. Но здесь-то как раз он становится уязвим. Вот характерный пассаж:
Я долго смеялся, прочитав это место. Потом позвонил моему другу Коваленину, и мы посмеялись вместе. "Антиамериканизм японцев" - какой прелестный оксюморон! Нет, Дугин-сан, вам определенно имеет смысл приехать сюда самому и увидеть этот "антиамериканизм" своими глазами. Например, на дешевых распродажах американских штанов, поношенных (что принципиально!) на американских же задницах. Рассказами про общего врага вы здорово повеселили бы стоящих в очереди. А вот еще один умиливший меня прогноз:
Ой, Александр Гельевич, как бы он вас не забодал, этот козел. Он ведь и трудов ваших не читал, и про третий Рим ничего не слышал, и не знает, что вы походя записали его в агенты американского влияния. Этот козел всерьез полагает, что он сам по себе. Разве что я спрошу: почему это у вас Китай попал в морские державы, а Япония - в сухопутные? Не странно ли сие? Хотя да, держав-то у вас только две, а остальные - так, погулять вышли... Вообще говоря, вот такие смелые допуски и посадки лучше всего показывают, чего стоит вся дугинская "геополитика". Огромная страна с миллиардным населением, динамичной экономикой и планетарными амбициями рассматривается как какое-то недоразумение, малозначащий штрих в картине противостояния действительных титанов - торгашеской Америки и богоносного Русского Народа. Одно это уже отбивает всякую охоту серьезно вникать в прочие детали того, что Дугин называет наукой. Впрочем, он и сам признает, что вне постулирования главного закона геополитики - о противостояния Суши и Моря - все остальные выводы теряют смысл. Так может, и не стоит тогда цепляться за столь умозрительную и абстрактную схему? А то далеко зайдем. Но Дугину-то как раз и нравится далеко заходить:
Типун вам на язык, Александр Гельевич. | ||||
| ||||
1997 (c)
Александр Житинский and Co |